Каравайчук Олег Николаевич

биография из Википедии

Оле́г Никола́евич Каравайчу́к (28 декабря 1927, Киев — 13 июня 2016,
Санкт-Петербург) — советский и российский композитор,
музыкант-импровизатор, автор музыки ко многим кинофильмам и спектаклям.

Биография

Родился в Киеве в семье скрипача, которого арестовали, когда Олегу было два
года. С самого раннего детства писал музыку.

Семья поселилась в Ленинграде до Великой Отечественной войны¹ ² ; отец
работал в музыкальном отделе «Ленфильма», а мама — в школе³ .

Окончил музыкальное училище по классу фортепиано при Ленинградской
консерватории в 1945 году. В марте 1943 года принял участие в концерте юных
музыкантов в рамках празднования 80-летия консерватории в Ташкенте⁴ . В
1945—1951 годах учился в Ленинградской государственной консерватории (ныне
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А.
Римского-Корсакова) по классу фортепиано (педагог Самарий Савшинский)⁵ .

Первая работа для кино — музыка к фильму «Алёша Птицын вырабатывает
характер» (1952), приглашён по рекомендации автора сценария фильма — Агнии
Барто; наставником молодого композитора для этой работы выступил Моисей
Вайнберг³ . Работая в кино, Каравайчук иногда снимался в эпизодических
ролях, в некоторых фильмах выступал также и как дирижёр своих произведений,
например, в «Поднятой целине», «Городе мастеров», «Коротких встречах». По
словам Каравайчука, свой метод, лёгший в основу поиска и создания музыки
для кино, он обрёл с помощью Виктора Некрасова, во время работы над фильмом
«Солдаты», сценаристом которого был Некрасов³ .

В начале 1960-х годов состоялось единственное публичное выступление
Каравайчука на сцене Ленинградского концертного зала (ныне Концертный зал у
Финляндского), едва не закончившееся скандалом. Так что в следующий раз он
смог выйти на сцену лишь два десятилетия спустя — 25 апреля 1984 года,
выступил перед артистами ленинградских театров со сцены Дома актёра имени
Станиславского, исполнив произведения Мусоргского и Бетховена.

Однако широкой публике вплоть до 1990 года был известен только как
композитор театра и кино, его концерты запрещались, периодически
преследовалась вся его семья, его сочинения изымались, до сих пор многие не
выпущены и хранятся в архивах. Это привело к тому, что композитор начал
вести замкнутый образ жизни.

Долгие годы жил на 15-й линии Васильевского острова с матерью, в доме между
Средним и Малым проспектами, недалеко от сквера имени Веры Слуцкой. Местные
жители часто видели его на улице и в близлежащих магазинах. Благодаря своей
экстравагантной внешности и поведению (манера ходить и держаться, общаться
с продавщицами, тёмные очки, берет и длинные волосы из-под него, зимой
перчатки на резиночках) получил прозвище «сумасшедший композитор» и
являлся, таким образом, местной достопримечательностью⁶ .

Во времена новой оттепели (после 1989 года) побывал в Великобритании,
выступал на Русской службе BBC, в одной из передач свои впечатления о
британской столице он выразил вокальным образом — напел звуки⁶ ⁷ . Тогда в
рамках передачи Бориса Нечаева «У нас на острове» было подготовлено пять
программ с участием Олега Каравайчука³ .

Впоследствии композитору покровительствовала Марьяна Цой, вдова Виктора
Цоя, до своей смерти в 2005 году⁶ ⁸ .

Сотрудничал с Сергеем Параджановым, Василием Шукшиным, Ильёй Авербахом,
Кирой Муратовой («Короткие встречи», «Долгие проводы») и другими⁹ .
Каравайчук также сотрудничал с авангардистами, в частности с Сергеем
Курёхиным⁹ .

Последние годы творчества

1 апреля 2009 года принял участие в спектакле «Записки сумасшедшего» в ДК
Ленсовета в Санкт-Петербурге, в честь 200-летия со дня рождения Гоголя, с
участием Ренаты Литвиновой и Александра Баширова, на котором обратился к
слушателям с импровизированным монологом⁶ ¹⁰ ¹¹ .

До последнего года жизни иногда выступал в Петербурге, при этом, несмотря
на финансовые трудности, отказываясь от всех коммерческих предложений и
работая только в тех проектах, которые его интересовали творчески. Нередко
участвовал в перформансах, синтезирующих его музыку, классический и
современный балет, поэзию и видео. Его почерком стало эпатажное выступление
с наволочкой на голове, игра на рояле лёжа или на коленях. Сам композитор
объяснял это желанием сосредоточиться и остаться только со своей музыкой.
Его основное направление работы — импровизационное сочинение: в присутствии
зрителей он садится за рояль, сочиняя произведение по ходу самой игры. Два
крупнейших театра Петербурга: «Александринский» и МДТ — «театр Европы»
используют специально написанную музыку композитора к спектаклям: «Изотов»
и «Бесы».

В июле 2014 года ностальгическая мелодия Каравайчука из фильма «Монолог»
использована в мемориальном фильме телеканала «Культура» о народном артисте
РФ, музыковеде Святославе Бэлзе «Незаданные вопросы»¹² .

В феврале 2016 года выезжал в Испанию на Международный наваррский фестиваль
документальных фильмов «Точка зрения» (Punto de vista) в Памплоне, где
состоялась премьера фильма о нём самом: «Олег и редкие искусства» (Oleg y
las raras artes) режиссёра Андреса Дюке (Andrés Duque) (р. 1972,
Венесуэла)¹³ ¹⁴ .

Скончался 13 июня 2016 года в Санкт-Петербурге¹⁵ . Прощание состоялось 18
июня 2016 года на второй сцене БДТ имени Товстоногова (Каменноостровский
театр). Определил место своего захоронения на Репинском кладбище¹⁶ , однако
выполнить его волю, несмотря на наличие фонда его имени, не получилось;
композитор был похоронен на Комаровском кладбище.

Награды

- 2002 — премия «Золотой овен» за лучшую музыку к фильму «Тёмная ночь»
(2001, режиссёр Олег Ковалов).
- 2009 — Премия Сергея Курёхина «За заслуги в развитии современного
искусства», учреждённой Фондом и Центром имени Сергея Курёхина¹⁷ .
- 2010 — номинация на премию «Степной волк» в категории «Нечто».

Цитаты

- Олег Каравайчук, 2005:¹⁸

Я легко играю, я виртуоз — сверх, а непринуждённость игры принимается
людьми за высшую артистичность. Но я абсолютно безартистичен! Поэтому я
надеваю на себя наволочку, чтобы внешний артистизм не соединяли с моей
музыкой. Если у меня при этом будет открытое лицо, они мою мелодию
по-другому воспримут. А мне важно, чтобы человек воспринимал не артиста,
с гениальным артистизмом играющего гениально артистическую музыку, а
чистые ноты.

- Борис Барабанов, 2012:¹⁹

Человек-миф, полностью растворившийся в своей музыке, пианист, начавший
карьеру в семь лет с концерта для Иосифа Сталина и выдавший на экзамене в
консерватории собственную импровизацию за Баха, композитор, написавший
невероятное количество гениальной киномузыки, питерский затворник, мудрец
и фрик 85-летний Олег Каравайчук существует в природе как символ
сверхъестественного начала, материализовываться перед публикой ему
совершенно необязательно, легенды заменяют его физическое присутствие, и
всё-таки иногда он снисходит до простых смертных. Олег Каравайчук
выбирает для своих выступлений не академические концертные залы, а музеи,
галереи, клубы.

- Борис Мессерер о совместной работе над балетом «Клоп» в Кировском
театре:²⁰

Каравайчук был известен в музыкальном мире своими скандальными выходками.
Исключительно талантливый композитор, но страшно неорганизованный, всегда
нарушавший сроки сдачи работ. И в связи с тем, что он не сдал партитуру в
срок, Якобсон предложил композитору Фиртичу завершить эту работу. И на
афише возникли две фамилии: «О. Каравайчук и Г. Фиртич». Когда за
несколько дней до премьеры Олег узнал об этом, он был безумно возмущён и
прислал в театр телеграмму с требованием продлить работу над спектаклем.
В своё время я читал эту телеграмму, а сейчас воспроизвожу её по памяти:
«Роден четыре раза откладывал сдачу своего Бальзака. Я требую отложить
премьеру „Клопа" на четыре месяца. О. Каравайчук». Театр не мог выполнить
это требование, спектакль должен был выйти в назначенный срок. В
результате конфликта Олег Каравайчук решил заменить свою фамилию
псевдонимом Ф. Отказов. По его требованию на афише спектакля появились
фамилии композиторов: Ф. Отказов и Г. Фиртич.

Избранная фильмография

Музыка для кино

Всего более 150 документальных и игровых лент, в том числе:

- 1953 — Алёша Птицын вырабатывает характер
- 1955 — Два капитана
- 1956 — Солдаты
- 1958 — Под стук колёс
- 1958 — Город зажигает огни
- 1958 — День первый
- 1959 — Поднятая целина
- 1960 — Люблю тебя, жизнь!
- 1962 — Никогда
- 1965 — Город мастеров
- 1967 — Короткие встречи
- 1969 — Мама вышла замуж
- 1969 — Люди земли и неба
- 1969 — Внимание, цунами!
- 1970 — Городской романс
- 1970 — Секундомер
- 1971 — Долгие проводы
- 1971 — Драма из старинной жизни
- 1971 — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина
- 1972 — Монолог
- 1972 — Игрок
- 1972 — Принц и нищий
- 1974 — Врача вызывали?
- 1974 — Ксения, любимая жена Фёдора
- 1975 — Чужие письма
- 1977 — Женитьба
- 1977 — Гарантирую жизнь
- 1979 — Взлёт
- 1979 — Впервые замужем
- 1980 — Чёрная курица, или Подземные жители
- 1982 — Шурочка
- 1985 — Переступить черту
- 1986 — Фуэте
- 1988 — Муж и дочь Тамары Александровны
- 1990 — Провинциальный анекдот
- 1991 — Нога
- 1992 — Река Оккервиль
- 1994 — Год Собаки
- 1997 — Бабушка
- 2001 — Тёмная ночь

Актёрские работы

- 1960 — Люблю тебя, жизнь! — гость на вечеринке (эпизод)
- 1965 — Город мастеров — эпизод
- 1967 — Житие и вознесение Юрася Братчика — юродивый (эпизод)
- 1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика — кинорежиссёр детского
фильма (эпизод)
- 1970 — Секундомер — продавец в магазине «Старая книга»

Озвучивание

- 1988 — Муж и дочь Тамары Александровны — голос писем ЕЕ, анонимного друга
главной героини

Примечания

[1] Список абонентов ленинградских телефонных станций, издание Ленингр.
тлф. дирекции, 1937, с.75.
[2] Список абонентов Ленингр. гор. тлф. сети (ЛГТС), издание Управления
ЛГТС, 1940, с.89.
[3] Интервью Би-би-си, 1990.
[4] Программа мероприятий, посвящённых 80-летию Ленинградской консерватории
[5] Директор Ленинградской консерватории П. А. Серебряков в 1951 году дал
такую характеристику Савшинскому и его ученику Каравайчуку: «В последние
годы порочность его (Савшинского — прим. Википедии)
художественно-методических установок сказалась на таких студентах, как
некогда подававший большие надежды О. Каравайчук, в нынешнее время
отличающийся склонностью к извращенно-формалистическому исполнительству,
в частности пытавшийся использовать фортепиано в качестве ударного
инструмента, …» (Гурова Я. Ю., ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА С. И. САВШИНСКОГО, журнал
OPERA MUSICOLOGICA, № 2, 2009, сс.107-122, изд.: СПб Гос. консерватория
им. Н. А. Римского-Корсакова, ISSN: 2075-4078
(http://elibrary.ru/item.asp?id=14316083)
[6] По воспоминаниям И. Разживина, private communication
[7] Русская служба BBC: Лучшее из передачи «У нас на острове»
[8] Павел Сурков, "Музыка вечности: не стало композитора Олега Каравайчука"
(рус.). © 2012—2016, M24.RU. Проверено 16 октября 2016.
[9] Быков Д. Олег Каравайчук. Рояль в устах // Rolling Stone — 2011. —
июль.
[10] «Записки сумасшедшего» — равнодушных не осталось (рус.). (с) MR7.ru —
информационно-новостной портал, интернет-проект редакции популярной
газеты «Мой район», Санкт-Петербург. Проверено 3 января 2013.
Архивировано из первоисточника 17 апреля 2013.
[11] Скандал по-гоголевски (рус.). Коммерсант—Санкт-Петербург. Проверено 3
января 2013. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2013.
[12] Святослав Бэлза. Незаданные вопросы. Телеканал «Культура», премьера 12
июля 2014 года
[13] Олег Каравайчук (рус.). Фонд О. Каравайчука на Фэйсбуке. Проверено 6
октября 2016.
[14] Oleg Karavaichuk (рус.). festivalpuntodevista на сервисе YouTube комп.
Google. Проверено 6 октября 2016.
[15] Собств. корр. Умер Олег Каравайчук // www.colta.ru. — 2016. — 13 июня
[16] Олега Каравайчука похоронят на Репинском кладбище (рус.). Spbnews.
Проверено 2 октября 2016.
[17] Премия в области современного искусства Сергея Курёхина
[18] Циликин Д. Олег Каравайчук: «Я не сюда родился» // Ведомости. — 2005.
— 19 сент.
[19] Барабанов Б. Явление жреца народу // Коммерсантъ. — 2012. — 21 дек.
[20] Мессерер Б. Промельк Беллы // Знамя. — 2011. — № 10.

Ссылки

- Официальный сайт Олега Каравайчука
- Олег Каравайчук (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Дормидонтов Н. Шандец роялю // Эксперт Северо-Запад. — 2004. — 27 сент.
- «Па-де-де — это когда пах не эротика, а окно» Интервью Олега Каравайчука
// Time Out — 2013. — Январь.
- Фрейд научил искать патологические причины гениальности: Олег Каравайчук.
Interview (21 января 2015). Проверено 24 января 2015.
- Copyright © 2016 Би-би-си. "Голоса из архива"-4: Анна Политковская и Олег
Каравайчук. — Дата обращения: 16.10.2016. (В четвертом выпуске нового
видеопроекта Русской службы Би-би-си легендарный ведущий Сева Новгородцев
представляет голоса из архива радиопрограмм прошлых лет (07.10.2016).
Интервью О. Каравайчука русской службе Би-би-си в 1990 г.)

вернуться на сайт " ЮНЫЙ СКРИПАЧ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
- НА СТРАНИЦУ "ЛЮДИ ИСКУССТВА"
- НА СТРАНИИЦУ "НОВОСТИ САЙТА"