Евгений Мурзин
Евгений
Мурзин был военным инженером-оптиком, создавшим немало интересных
устройств,
нашедших свое применение в армии.
У него была официальная должность «Военный изобретатель».
За разработку зенитного прицела он даже получил закрытую
Сталинскую премию, которая вручалась за сверхсекретные военные разработки.
Но главным увлечением его жизни было не оружие, а музыка.
на этой странице:
нашедших свое применение в армии.
У него была официальная должность «Военный изобретатель».
За разработку зенитного прицела он даже получил закрытую
Сталинскую премию, которая вручалась за сверхсекретные военные разработки.
Но главным увлечением его жизни было не оружие, а музыка.
на этой странице:
- АНС - электронный инструмент для композиторов (ВДНХ, 1964 г.)
- Биографическая справка ( по материалам Википедии)
- фотографии АНС
- АНС -ФАЙЛ (справочная информация)
- видео:
- Видео: Синтезатор «АНС» на видео + звучание
- композитор Крейчи А.С. рассказывает о принципе работы АНС
- рассказывает о принципе работы АНС в Московском музее музыкальной культуры
- Полковник Мурзин. Геометрия музыки
- Великие открытия: Евгений Мурзин, 2 ч
люди искусства
компьютер для музыкальных занятий
Цитаты и статьи:
КОМПОЗИТОР КАК ЖИВОПИСЕЦ ( О СИНТЕЗАТОРЕ АНС И ЕГО СОЗДАТЕЛЕ ЕВГЕНИИ МУРЗИНЕ).
- Первая встреча с Борисом Александровичем Янковским
- Вот собраны два магнитофона,
- Полная запись диска — пятьдесят часов
- Первая модель машины (как говорит Мурзин—“макет”))
- СВЕТ В ЗВУК
- звукоряд машины Мурзина
- 72 ступеньки в октаве — как раз та особенность машины
- ПАРТИТУРА И КОДЕР
- ПЕРВЫЕ АККОРДЫ
- КОМПОЗИТОР КАК ЖИВОПИСЕЦ
- ПРОГРАММА ТРУДА
- Евгений Мурзин, изобретатель АНС. Цитата.
Евгений
Мурзин, изобретатель АНС.
- Первого в мире синтезатора.
( АНС - расшифровывается как Александр Николаевич Скрябин)
- Первого в мире синтезатора.
( АНС - расшифровывается как Александр Николаевич Скрябин)
архивное фото Евгения Мурзина рядом с АНС
Биографическая справка ( по материалам Википедии)
АНС - Машина получила название “АНС” — “Александр Николаевич Скрябин”.
АНС — инструмент, с которым будет работать сам композитор. Без всяких
посредников. АНС прямо связывает музыкальные образы со зрительными.
Линии рождают звуки. Линии, нанесенные человеческой рукой.
Видео: Синтезатор «АНС» на видео + звучание
На этих двух видео Вы можете ознакомиться с инструментом,услушать его звучание,узнать принцип исполнения на инструменте.
композитор Крейчи А.С. рассказывает о принципе работы АНС
Вверх
Композитор Крейчи А.С. рассказывает о принципе работы АНС
в Московском музее музыкальной культуры
-16 ОКТЯБРЯ 2008 ГОДА.
Вверх
АНС - электронный инструмент для композиторов
ВДНХ, 1964 г.
<Не все заявленные в буклете функции были реализованы до конца (А.С.)>
С помощью АНСа композитор может создавать музыку любых колоритов в непосредственно звучащем виде,
без музыкантов исполнителей.
Композитор записывает нужные ему звуки на стекле, покрытом непрозрачной несохнущей краской,
снимая резцами краску в определенных местах.
Это стекло является своеобразной партитурой инструмента.
Записанные последовательности кодов звуков могут быть тут же исполнены на аппарате,
прослушаны композитором и, если нужно, подправлены.
На одном стекле партитуры мож.но записывать как все возможные голоса, так и многоголосия и любые шумы.
Все звучания синтезируются композитором на партитуре как сочетания чистых звуковых тонов с выбранными законами
изменения их силы.
Для этой цели в распоряжении композитора находятся 720 управляемых генераторов,
перекрывающих 10 октав высоты звучания.
Основной звукоряд инструмента представляет собою членение октавы на 72 интервала.
При работе с прецизионными магнитофонами с применением монтажа
возможна работа с делением октавы на 144 интервала и даже на 216 интервалов.
Столь широкий спектр исходных тонов обеспечивает синтез любых звуков.
Композитор, работая на партитуре синтезатора, уподобляется художнику, пишущему картину:
он подкрашивает, ретуширует, стирает и наносит новые кодовые рисунки,
осуществляя слуховой контроль получаемого результата.
Свобода работы у такой партитуры таит в себе неисчерпаемые возможности.
Композитор может разрабатывать на стекле партитуры совершенно необычные по спектрам звуки.
Аппарат позволяет запоминать такие разработки на магнитных дисках и впоследствии пользоваться ими,
нанося автоматически в требуемых местах партитуры последовательности этих спектров,
варьируя их произношение от одного звука к другому.
АНС дает возможность композитору записывать каждую музыкальную партию в темпах живого исполнительства, выполняя ее,
если это необходимо, с исполнительной вибрацией и нюансировкой громкости и тембра.
С помощью системы студийных магнитофонов композитор может синхронно монтировать совокупность партий
и уточнить общий темп исполнения и силу звучания, а также ввести необходимую реверберацию.
Для обеспечения глубокого управления звуком общее число органов управления синтезатора АНС весьма велико
(более двухсот), однако они сгруппированы по функциональному признаку и легко могут быть осваиваемы композиторами.
Не имея практически ограничений в темперации, АНС позволяет сочинять музыку, пользуясь любыми ладами и звукорядами,
бытующими на земном шаре. Не имея ограничений в тембрах и их изменениях,
АНС позволяет в сочинениях музыки использовать искусственные голоса и шумы всевозможных строений и зыбкости.
Некоторые технические характеристики синтезатора АНС:
- генерирование чистых тонов — оптическое;
- считывание полезных сигналов — фотоэлектрическое;
- долговременная память - магнитная;
- канальные усилители - вакуумная радиоэлектроника;
- управляющие схемы — полупроводниковая радиоэлектроника;
- электропитание блоков — стабилизированное, полупроводниковое;
- диапазон спектров при темперации в 72 ступени - от 20 до 20000 гц. (10 октав);
- диапазон спектров при темперации в 72 ступени для нижних 6 октав и 144 ступенной для верхних — от 40 до 10000 гц.;
- число управляемых полуоктавных регистров — 20;
- число каналов управления регистрации — 10;
- точность составления формант—5 точек на октаву;
- точность составления огибающей — 22 точки на развертку;
- динамический диапазон в спектре полезных сигналов на партитуре - два варианта: 48 и 24 дб
- наибольшая острота атаки ударных звуков— I мсек;
- наибольшая скорость движения партитуры — 24 мм/сек;
- наименьший объем оперативной памяти на партитуре — 20 сек;
- основная разрешающая способность читающей цели на партитуре — 0,8 мм;
- электропитание — 50 гц, 220 в.
Подписано к печати 22.12.1964 г.http://www.theremin.ru/archive/ans_booklet.htm
Вверх
фотография АНС
фотография АНС
Вверх
по материалам статьи:
Анфилов
Глеб.
КОМПОЗИТОР
КАК ЖИВОПИСЕЦ.
( О СИНТЕЗАТОРЕ АНС И ЕГО
СОЗДАТЕЛЕ ЕВГЕНИИ МУРЗИНЕ).
( с сайта http://lib.vkarp.com/)
Когда поднимался к своим блестящим триумфам Шолпо, Мурзин был еще
совсем юным студентом Строительного института. Он превосходно учился и
увлекался изобретательством. Чего он только не придумывал!
Гидравлические клапаны, ускорители заряженных частиц,
биотоков мозга. Правда, внедрить задуманное в практику никак не
удавалось. Но Мурзин не унывал. За его плечами — двадцать лет, у него
— учение, спорт, друзья и подруги, музыка. Да, музыка. И случилось
так, что как раз в этой области ярко выявился его изобретательский
талант.
Поначалу, как это нынче частенько бывает, Мурзин слыл почитателем
джаза <…>, так или иначе, но скоро в коллекции студента появились
пластинки с музыкой Рахманинова, Листа, потом в его маленькой комнате
зазвучали Бах, Вагнер, Мусоргский и, наконец, Скрябин. <…>
“Открыв” Скрябина, Мурзин был потрясен. Ничто прежде не волновало его
так, как творчество этого гения. Мурзин упивался скрябинской властью
над звуком, его сочетаниями тембров, неповторимыми аккордами. В
молодости увлечения находят, как весенняя гроза: легко, бурно,
радостно. Мурзин залпом перечитал все написанное о Скрябине.
Потом углубился в музыкальную акустику. Натуральные лады, обертоны,
темперация — все стало более или менее ясно. Остро почувствовал
желание любимого композитора выйти за пределы старой музыкальной
системы. Но как? Как?
И вот однажды сверкнула молнией изобретательская мысль. Вспыхнула
идея машины, способной по воле человека создавать любые музыкальные
звуки, тембры, интервалы — все, что захочет композитор. Неужели все?
Не верилось самому себе. <…>
Константин Львович Солошек, в ту пору работник фонотеки
Радиокомитета, посоветовал срочно обратиться в в лабораторию
музыкальной акустики Московской консерватории.
<…> Мурзин побежал. Волнуясь, сбивчиво выложил свое предложение
тогдашнему руководителю лаборатории профессору Гарбузову. И получил
спокойный ответ:
Идея искусственной музыки, молодой человек, не нова. Этим у нас уже
занимаются: Шолпо в Ленинграде, в Москве — Авраамов и Янковский. Лучше
всего обратитесь к Янковскому..
реклама:
Первая встреча с Борисом Александровичем Янковским была радостной и
грустной. Мурзин познакомился с глубоко понявшим его энтузиастом, но
уяснил, как трудно будет построить задуманное. Синтетическая музыка
только-только нарождалась. Не хватало средств, аппаратуры, помещений.
Было наивно рассчитывать на то, чтобы машину Мурзина, неизмеримо более
сложную и дорогую, чем мультстанки и даже вариофоны, приняли к
экспериментальному изготовлению. Это ведь далеко не необходимое
изобретение. Экономических выгод оно не сулит. А эстетические
достоинства… их чертежами не докажешь.
Мурзин выслушал невеселые доводы Янковского, а потом они оба все-таки
сели за тщательный разбор проекта. Янковскому понравился принцип
синтеза звука. Изобретатель получил много советов и в конце концов еще
сильнее поверил в свою мечту — трудную, вдруг оказавшуюся почти
неисполнимой, но тем более заманчивую и многообещающую.
Что ж, думал Мурзин, впереди вся жизнь. Построю машину сам — не
спеша, постепенно, по винтикам и гаечкам.
Но замысел пришлось отложить. И надолго. Нагрянул 1941 год.
1947 год. Возобновились встречи с Солошеком, который вернулся с
фронта. Незаметно собрался кружок влюбленных в музыку друзей. Они
служили хорошей поддержкой в трудную минуту. Только Янковского еще не
было. Мурзин тщетно пытался разыскать его.
Вверх
Шли месяцы, годы. Вот собраны два магнитофона, столамповый (!)
усилитель, электропривод.
Во время командировки в Германскую
Демократическую Республику удалось заказать оптические детали из
высококачественного стекла. Их сделали на знаменитом Цейсовском
заводе. А в Москве Мурзин оформил заказ на каркасы машины.
Немало людей бескорыстно помогли изобретателю. Поддержало служебное
начальство. Товарищи по работе — слесаря, механики, оптики — приложили
руку ко многим деталям, конструкторы посоветовали, как скомпоновать
узлы.
Дело шло. Но далеко не всегда гладко.
Это и счастье и несчастье — такая жизнь. Есть ясные цели, есть
беспрестанные думы о них и работа, работа… Сначала на службе —
исследования мудреных приборов, подготовка диссертации, потом дома, на
даче, где то же дело, ставшее до боли любимым. Сутки заполнены до
отказа. Но временами находит тяжелая усталость. И никуда не убежишь от
горькой досады при неудачах.
А неудач хватало с избытком.
.. .Четыре одинаковых стеклянных диска надо было покрыть очень точным
рисунком: полторы сотни концентрических колец, на которых периодически
и непрерывно меняется прозрачность и темнота. Смещения в сотые доли
миллиметра, почти незаметные нарушения оттенков недопустимы. Мурзин
решил наносить этот узор фотографическим способом на фотопластинку.
Ради ускорения дела сконструировал и построил специальный станочек.
Работа началась.
Ночь. Изобретатель не сводит утомленных глаз со стрелки вольтметра.
Вертится диск, рука привычным движением поворачивает ручку реостата.
Вдруг перегорает лампочка. Вот обида! Двадцать часов работы
насмарку!..
Вверх
Полная запись диска — пятьдесят часов, более двух суток бдительного
наблюдения и регулировки. Две тысячи безошибочных операций установки,
корректировки и т. д.
За станок Мурзин садится посменно с женой. Оба они теперь живут под
девизом: “Писать, пока не напишем”. Если появляются гости, их, наскоро
обучив, тоже сажают за станок. И смех и грех! И так день за днем, ночь
за ночью.
Беды подстерегали на каждом шагу. Вот местная электростанция
перестала давать энергию (дело было на даче). Перешли на аккумуляторы.
А они садятся, снижают напряжение. Не рассчитаешь время — очередной
диск ушел в брак. Сломался шрифт — снова брак. Устал, ошибся в отсчете
— брак, брак, брак. Неоднородная эмульсия на фотопластинке — брак.
Похолодало, нарушился режим проявления — опять и опять брак.
Больше трех лет ушло на изготовление одного -единственного диска —
негатива для четырех необходимых в машине.
На столе — стеклянный кружочек с пятнистым узором. Мурзин глядит на
это сокровище и думает, насколько проще было бы его сделать в
заводских условиях — с применением точного оборудования! <…>
Первая модель машины (как говорит Мурзин—“макет”)) была вчерне готова
к 1957 году. Она занимала полкомнаты на даче изобретателя. Вид
неприглядный. Обнаженные узлы, путаница проводов, нагромождения
радиоламп. Но все это уже называлось “фотоэлектронным оптическим
синтезатором звука”, как значилось в авторской заявке Мурзина, которую
он сделал, лишь закончив разработку. И главное свершилось: машина
звучала.
Как же она действовала?
Чтобы понять это, нам пришло время ненадолго окунуться в историю
звучащих автоматов.
Самые ранние из них — шарманки, музыкальные табакерки и шкатулки,
часы со сложным боем и т. д. — понятны: заводится пружина, крутится
вал, что-то за что-то цепляется и в нужные моменты бьет по
колокольчикам пли щиплет струны.
Дальше следуют самозвучащие пианино — пианолы и автоматические рояли.
Эти уже могут менять свой репертуар — выстукивать разную музыку. В
пианоле — ряд стерженьков, соединенных с клавишами. Стерженьки прижаты
к бумажной ленте с прорезями. Лента движется поперек ряда стерженьков
— и прорези на ней соответственно перемещаются. Попал какой-то
стерженек в прорезь — связанный с ним молоточек ударил по клавише.
Потом другой, третий, вот и играет пианола. По существу, ленты с
прорезями — это тоже “самозвучащие ноты”. Композитор может заготовить
их с помощью ножниц, а потом они заиграют без всякого пианиста.
Надо сказать, что в свое время выпускались очень хорошие
автоматические фортепьяно, передававшие тончайшие нюансы исполнения.
Они могли и фиксировать игру пианиста. Человек проиграет пьесу, а
потом автомат повторяет ее, да так точно, что невозможно отличить от
живого исполнения.
Сейчас такие инструменты не нужны, они вытеснены
звукозаписью. Но именно их устройство подсказало Шолпо идею
“механического оркестра” из рассказа “Враг музыки”.
Вверх
СВЕТ В ЗВУК
Представьте себе, что вы сидите за письменным столом, а против вас,
вдоль противоположного края стола, тянется в его доске длинная
горизонтальная щель. Она вся светится, мелькает световыми вспышками.
Приглядитесь внимательнее, вы заметите, что щель составлена из
множества окошечек — “хром”. Их всего 576. В крайнем левом свет и
темнота непрерывно сменяют друг Друга 40 раз в секунду. Чем правее
окошко, тем чаще мигания. В крайнем правом их частота 11000 в секунду.
Причем ступеньки нарастания частоты от окошка к окошку везде
одинаковые.
Столь быстрые мелькания, конечно, глазом не различишь. А получаются
они потому, что на пути к окошечкам световые лучи пронизывают
вращающиеся диски с волнообразной сменой черноты и прозрачности — те
самые, что были так тяжелы в изготовлении.
Вот эта щель и есть основа машины Мурзина. Это как бы беззвучный
запас любых звуков. Ведь хоть световые мелькания и немы, но заставить
их петь совсем нетрудно: поставьте над щелью фотоэлементы, соединенные
через хороший усилитель с громкоговорителем, и световые колебания
тотчас превратятся в звуковые. Правда, когда все окошки запоют хором,
получится несусветный шум, который нам пока не нужен. Нам нужен
музыкальный звук. Его нужно “выбрать из шума”. Что ж, это совсем
просто.
Накройте щель светонепроницаемой пластинкой с маленькой дырочкой.
Пусть эта дырочка окажется над тем окошечком, что мелькает 440 раз в
секунду. Теперь только эти колебания будут пропущены к фотоэлементам.
И, превратившись в звук, они дадут чистый тон “ля” первой октавы.
Вам не нравится, что звук вышел тусклый, сухой? Дело поправимое.
Проткните в пластине еще несколько отверстий — так, чтобы они слегка
приоткрыли другие места щели, лучше всего — соответствующие частотам
натуральных обертонов звука “ля”. Тогда к основному тону добавятся
гармоничные призвуки, звучание приобретет тембр, сделается насыщенным
и ярким. Вот вы и достигли цели — получили музыкальный звук. Причем
весьма эффективным способом — путем синтеза натуральных обертонов.
Несколько сочетаний подобных отверстий в пластине дадут аккорд —
любой сложности, с неограниченным количеством голосов. Звуки его можно
расположить и по. традиционным полочкам двенадцатиступенного
темперированного строя (такого, как на рояле, органе, аккордеоне) и по
чистым натуральным интервалам, недоступным пашей нотной записи и
обычным инструментам.
Дело в том, что звукоряд машины Мурзина гораздо богаче обычного
звукоряда современной музыкальной системы. В октаве не 12, а 72 звука.
В шесть раз больше! Синтезатору доступны тончайшие изменения высоты
тона, еле уловимые самым чутким ухом. И сделано это ради того, чтобы
синтезировать натуральные тембры, неведомые нашей музыке созвучия,
открыть доступ к естественному гармоническому строю, который искажен и
обеднен европейской музыкальной системой.
72 ступеньки в октаве — как раз та особенность машины, которую еще в
довоенные годы подсказал изобретателю Янковский. По его вычислениям
при таком делении октавы можно строить особенно яркие, прозрачные,
сочные тембры и аккорды.
Машина в принципе способна на все, о чем так пылко мечтал юный Шолпо:
любые аккорды, богатейшие тембры, полифоническое многоголосие,
натуральные созвучия, какие угодно диссонансы. И это дало Мурзину
право назвать свое детище именем любимого композитора. Машина получила
название “АНС” — “Александр Николаевич Скрябин”.
вверх
ПАРТИТУРА И КОДЕР
Музыка — жизнь звуков во времени. Мелодии, смена созвучий, темп и
ритм, увеличение и уменьшение громкости. Все это тоже доступно машине
Мурзина.
Мы не сказали еще, что пластина, прикрывающая щель, не неподвижна.
Она способна двигаться относительно щели, поперек нее, так же как
бумажная лента в пианоле. И, конечно же, в пластине проделываются не
отдельные дырочки, а прозрачные линии.
В машине роль этой пластины выполняет широкий лист стекла, покрытый
сверху непрозрачной краской. Мурзин назвал его партитурой — словом,
которым композиторы именуют нотную запись оркестровой музыки. Но если
обычная партитура без оркестра нема, как рыба, то партитура в машине
Мурзина звучит сама. Это настоящие “самозвучащие ноты”.
Тонким резцом вы снимаете в тех или иных местах слой краски,
проводите прозрачные линии, а потом включаете электродвигатель, и
партитура плавно въезжает в промежуток между светящейся щелью и
фотоэлементами. Для фотоэлементов открываются то одни, то другие
участки щели. Световые мелькания различных частот складываются,
возбуждают соответствующие звуки. Они меняются, переходят в новые,
утихают, снова возникают — в согласии с картиной прозрачных линий,
которая была сделана вашей рукой на зачерненном стекле.
Нарисовать па партитуре можно, вообще говоря, что угодно —
имитировать звуки скрипки, рояля, трубы, оркестра, если хотите —
человеческого голоса. Надо только знать спектральный состав звуков,
характер атаки и затухания, закономерности частотных изменений. Можно
искать и новые тембры, звучания, недоступные даже электромузыкальным
инструментам. Можно рисовать шум водопада, удары молота, грохот грома.
Но, повторяем, нужно знать, как это делать.
Тут-то вся сложность. Разгадать таинственный шифр звучащего мира еще
предстоит. И на это уйдут годы.
Но главнейшие правила, “букварь” партитуры, уже подготовлены
изобретателем. И элементы этой “звуковой грамоты” внесены в машину.
Чтобы облегчить рисование (шифрование, кодирование) звуковой картины,
Мурзин устроил особое приспособление — кодер.
Над партитурой он поставил изображение обычной фортепьянной
клавиатуры; стали отлично видны опорные точки двенадцатиступенного
темперированного строя. Рядом па передвижной каретке поместил шкалу с
рисками, указывающими положение первых шестнадцати гармонических
обертонов, взятых от любого основного тона; от всякого звука стало
удобно строить и обертоны и натуральные интервалы. Для облегчения
набора тембров закрепил в нужных местах каретки тонкие резцы с
разноцветными шариками-рукоятками (“Композитору надо дать в руки что-
то круглое”,—говорит Мурзин).
Весь кодер схож с точным и удобным чертежным устройством, нечто вроде
усовершенствованной чертежной доски — кульмана. И работа на нем
напоминает конструкторскую, но не за листом ватмана, а за черной
пластиной партитуры.
Вверх
ПЕРВЫЕ АККОРДЫ
В 1957 году машина не имела еще столь удобного кодера. Рисование
звуков было тогда делом нелегким. Но Мурзину не терпелось показать АНС
сведущим людям. Что-то скажут композиторы? Что сказал бы Янковский?
Изобретатель снова пустился в поиски своего первого советчика. И на
этот раз удачно. Янковский нашелся. Он вернулся из скитаний военных
лет и работал в Москве на Экспериментальной музыкальной фабрике.
На дачу к Мурзину Янковский приехал вместе с композитором Болдыревым,
который некогда был ассистентом Шолпо.
Янковский просидел за машиной несколько часов и остался доволен.
Сказал, что не ожидал подобного результата. Правда, он тут же надавал
кучу новых советов, но речь шла не об исправлении плохого, а об
улучшении хорошего. Мурзин и сам видел пути совершенствования машины.
Болдырев занялся сравнением нового синтезатора с хорошо памятными ему
вариофонами Шолпо и во многом отдал предпочтение машине Мурзина.
Вскоре изобретатель привез к себе композитора Андрея Волконского.
Разобравшись в машине, тот сразу же сел за кодер, принялся рисовать
звуки и сделал открытие, неожиданное даже для самого Мурзина. Вместо
узких линий Волконский провел на партитуре в басах широкие полосы,
захватывающие несколько окошечек (хром) щели. Получились мощные удары
— величественные органные басы, но еще более звучные и яркие.
— Эта машина для меня, — сказал Волконский.
Хорошие отзывы о детище Мурзина дали конструкторы электромузыкальных
инструментов Симонов и Корсунский, сотрудник Акустической лаборатории
Московской консерватории Рудаков и другие специалисты.
Осенью 1959 года макет машины принял законченный вид. Он был
перевезен в Москву и нашел гостеприимный приют в Музее Скрябина. Здесь
вместе с Мурзиным ее принялся осваивать композитор Николай Павлович
Никольский, музыкант и радиоинженер. Скоро была “нарисована” строгая и
спокойная “Фантазия на русские темы”, за ней — очаровательная, по-
волшебному неожиданная миниатюра. Потом в работу включился молодой
композитор Петр Мещанинов. Вместе с композиторскими пробами начался
кропотливый исследовательский труд — по существу, построение новой
теоретической гармонии, выводящей музыку за пределы старой
двенадцатиступенной темперации.
Вверх
КОМПОЗИТОР КАК ЖИВОПИСЕЦ
Живописец кладет мазки на полотно, потом отходит, оглядывает
сделанное, кое-что изменяет и добавляет. Он постоянно видит то, что
творит. Так же контролируют себя скульпторы, писатели, поэты.
А вот композитор-симфонист лишен этой возможности. Его творчество —
во многом интуиция, фантазия, которая получает проверку лишь при
первом оркестровом исполнении произведения.
Работая на синтезаторе Мурзина, композитор становится похожим на
живописца. Нарисовав сложнейшую музыку, он может сразу прослушать ее,
поправить, нанести новые звуковые мазки.
После отработки на партитуре
очередной кусок произведения записывается на магнитофонную пленку. И
во время записи композитор продолжает творить музыку. Теперь он
превращается в дирижера. Дирижирует машиной. Слушая созданные звуки,
он ускоряет или замедляет их, увеличивает или уменьшает громкость,
характер атаки и затухания. Для всего этого в синтезаторе есть
приспособления.
Немалые достоинства! В методике “графического звука” было труднее.
Там между записью и звучанием стояла стена:
долгая и хлопотливая процедура проявления и сушки пленки, печатание
позитива, новое проявление, опять сушка.. .<…>
АНС — инструмент, с которым будет работать сам композитор. Без всяких
посредников. АНС прямо связывает музыкальные образы со зрительными.
Линии рождают звуки. Линии, нанесенные человеческой рукой.
Дело за тем, чтобы научиться проводить эти линии.
Вверх
ПРОГРАММА ТРУДА
В подарок от физики и техники музыка получила машину, которой под силу
имитировать любой инструмент, и целый оркестр, и человеческий голос.
Что ж, значит, пора вспомнить доктрины бесчисленных ниспровергателей?
Не дать ли отставку скрипке и роялю? Не отказаться ли от Карузо и
Шаляпина? Стоит ли их лелеять, если можно нарисовать “синтетическое
пение”?
— Какая чушь! — взрывается Мурзин на эти провокационные вопросы. —
АНС не обезьяна!..
Слава богу, нашелся еще один изобретатель, не зараженный манией
величия!
Успокоившись, он говорит:
— Да, синтезатор способен имитировать рояль, скрипку, голос. Дело это
выполнимое, хоть и невыразимо трудное. Но повторять тембры имеет смысл
только ради исследования. Вносить же их в музыку бессмыслица. Такая
имитация — не более чем фокус. Никогда ничто самобытное не строилось
на подражании. Живой голос вечно останется прекрасным. Красота рояля —
в ней самой. Неповторимо трепетное дыхание симфонического оркестра.
Никогда не умрет волшебная скрипка, плачущая в руках человека…
АНС — не враг музыки наших дней. Он ничему хорошему не угрожает. Его
дело — обогащение, расширение границ музыкального искусства.
Именно поэтому изобретатель выдвигает даже несколько спорную,
рискованную программу: не записывать на АНСе старые произведения. Бах,
Чайковский и Скрябин писали для роялей и органов, скрипок и барабанов,
говорит Мурзин, исполнять их творения в новых тембрах и строях — все
равно что перерисовывать в других цветах полотна Рембрандта и Репина.
Верна ли столь крайняя точка зрения, покажет время. Изобретатель не
настаивает на ее абсолютности. Могут быть исключения — скажем, для тех
пьес, которые сама напрашиваются для исполнения в естественном строе:
хотя бы скрябинских. Во всяком случае, АНС должен звучать самобытно.
<…>
Изобретатель мечтает об энтузиастах, не боящихся труда. И не только
мастеров больших форм. Давний любитель Эллингтона, Мурзин далек от
ханжеского отрицания джазовой музыки. Он с радостью встретит искренних
сторонников этого жанра, он зовет всех, кто хочет стать художниками
новых звуков, живописцами ярких тембров, чарующих гармоний, волнующих
шумов и диссонансов. И все больше композиторов навещает комнату в
Музее Скрябина, где стоит макет удивительной машины. Знакомятся с ее
действием, возможностями, пишут теплые, порой восторженные отзывы.
Вверх
Полковник Мурзин. Геометрия музыки
видеоВ 1960 году все лондонские газеты пестрели заголовками "Русские опять впереди", "Восточная фантастика", и другие прочие заголовки. Все эти превосходные степени, которые так редко можно услышать из уст английских журналистов относились к фильму "в космос", к полиэкранному фильму "в космос", который демонстрировался в павильоне "Наука" на советской выставке в Лондоне. Подобную реакцию вызвала необычная музыка, написанная совместно Эдуардом Артемьевым и Станиславом Кричи.
Необыкновенный тембр, который так точно отражал пространство космоса на экране, завораживал и покорял воображение. Многочисленные вопросы, которые возникали у журналистов, что же это за инструмент, организаторы выставки отвечали коротким словом "АНС". Эти три буквы означали инициалы известного русского композитора А.Н. Скрябина.
И создатель этого необыкновенного инструмента Евгений Александрович Мурзин
назвал свое детище именно в честь этого замечательного композитора.
Сегодня мы называем этот инструмент синтезатор и не представляем современной музыки без его участия.
Полковник Мурзин прожил долгую жизнь. На его счету множество изобретений.
Документальный фильм расскажет об этом удивительном человеке.
(описание от Wame Su через Google+)
Вверх
Великие открытия: Евгений Мурзин, 2 ч
Вверх
Евгений Мурзин, изобретатель АНС. Цитата.
Композитор электронной музыки не может остановиться на моделировании традиционных музыкальных звуков и в перспективе обязательно должен уметь синтезировать гибкие и подвижные в тембровой выразительности голоса. Диапазон тембрового их изменения будет постоянно возрастать, так что будут возникать эффекты полного слияния голосов, превращения их в шумы, воссоздания из шумов, взаимопревращения и дезинтеграции. С такого рода проблемами
традиционный композитор не встречается вовсе.
В традиционной музыкальной технике звук оказывается сформированным
в результате технологически тщательного отлаженного процесса производства
инструментов.
Люди искусства не замечают этого или считают само собой разумеющимся.
Если им в руки попадают плохие инструменты, они лишь недоумевают.
Материализация качества звука в инструментах - очень важный момент
развития музыкального искусства. Часть выразительности музыки в этом
случае формируется непосредственно создателем самого музыкального
инструмента. Вторым моментом является заключённая в инструменте
возможность управления звуком.
Техника извлечения звука на хорошей скрипке
позволяет получать чрезвычайно большое разнообразие
выразительных звуков.
Успешный поиск новых звуков, гармониетембров, развивающихся тембров
неразрывно связан с преодолением электронной музыкой ограничений метра
при выходе её в просторы свободных ритмических рисунков, способных
выражать самые тонкие душевные движения. Подвижные, меняющиеся
согласно музыкальной мысли тембры сообщат музыке способность
передавать эстетическую информацию более совершенным языком.
синтезатор АНС.
Полноценная электронная музыка в своей многомерной
структурности, доступной человеческому восприятию, будет передавать
эстетическую информацию не меньшего объёма, чем, например,
симфоническая. Творческий процесс, приёмы работы композиторов в
области электронной и традиционной музыки отличаются в деталях и по
результатам. При синтезировании музыки гигантский процесс переработки
эстетической информации, совершаемый в традиционной музыке
коллективами музыкантов, перекладывается на плечи одного композитора.
Он и создатель замысла, он и интерпретатор, он и исполнитель всех
партий с нужной выразительностью, он и дирижёр, уравновешивающий общую
звучность.
Поэтому сочинение на синтезаторах музыки, эквивалентной
традиционной, совершенно бессмысленно.
На синтезаторах должна сочиняться музыка, которая не может быть получена в звучащем виде
другими способами.
Здесь композитор уподобляется живописцу. Художник отрабатывает свою
картину во всех деталях. <...> Им создан каждый её штрих. Конечно,
известны случаи организации художественных мастерских, где художнику
помогают его ученики, но существо работы живописца при этом не
меняется.
В той мере, в которой работу композитора у синтезатора можно
уподобить работе живописца у мольберта,
электронная музыка обретает структуру технологии, понятную в сфере художественного творчества.
Евгений Мурзин "О природе и закономерностях эстетического
восприятия и путях становления музыки электронной и цвета" М.:
Издательский Дом "Композитор", 2008 г.