Место ведения смычка по струне Обычным местом ведения смычка является
середина расстояния между подставкой и концом грифа.
В этом месте извлекается самый полный и экспрессивный звук.
Способы извлечения звука Текст материала взят из источника
http://corpuscul.net/shkola/strunnye-smychkovye-instrumenty/ На смычковых инструментах существуют три способа извлечения
звука:
1) движением смычка по струне
2) щипком пальца
и 3) ударом трости (древком) смычка по струне
Смычком по струне (прием игры, называемый агсо)
Во время движения смычка струна непрерывно вибрирует и издает певучий тон.
Чем сильнее нажим смычка и чем быстрее его движение (в какой-то мере оба эти фактора взаимозависимы),
тем сильнее и звучание струны.
Однако чрезмерно сильный нажим смычка может помешать струне свободно вибрировать,
и в этом случае форсированный звук переходит в скрип
наканифоленного конского волоса о струну.
Гибкость и экспрессивность звука смычковых инструментов основана на том,
что исполнитель все время может непосредственно влиять на звукоизвлечение и давать
бесконечное количество нюансов от piano к forte Вверх Щипком (прием игры, называемыйpizzicato) При этом способе получается однократное выведение струны
из состояния равновесия.
После щипка звук быстро гаснет
и на его последующее звучание влиять невозможно.
Поэтому бессмысленно записывать pizzicato
иначе как четвертями или, в случае необходимости, более мелкими длительностями. Щипок, как правило,
осуществляется пальцем правой руки,
хотя на практике встречаются приемы игры pizzicato пальцами левой руки
(главным образом, на открытых струнах)
При переходе от pizzicato к исполнению смычком
ставится слово агсо Смена приемов агсо и pizzicato
подразумевает хотя бы минимальный перерыв звучания,особенно если при агсо
смычок был направлен в своем движении вниз,
в силу чего правая рука сильно удалилась от струны
Постукивание тростью (древком) смычка по струне (прием игры, называемый col legno) является эффектом скорее ударного порядка,
так как в полученном звучании стук преобладает над интонацией
(определенностью высоты и тембра звучания)
Иногда ради особого эффекта звук извлекается
ведением смычка у подставки. (такой прием называетсяsul ponti-cello)
Получаемый таким образом звук негромок,
но резок и имеет характерную окраску,
схожую с звучанием губной гармоники
Звук может быть извлечен также и на самом грифе -
(такой прием называется sul tasto)
При этом приеме получается звук нежно-холодноватого тона,
несколько флейтового характера.
Своеобразный характер звука,получаемый при игре смычком sul tasto или sul ponticello,объясняется тем,
что при ведении смычка sul tasto уничтожаются низкие
натуральные звуки(4-й и 5-й), имеющие узлы в месте ведения смычка,
а при ведении смычка sul ponticello частично выключается основной тон.
Штрих смычковых струнных инструментов ( определение) — способ извлечения звука, связанный с типом движения смычка по струнам.
При этом могут варьироваться давление,скорость инаправление удара смычка.
К тому же требуется тонкая координациямежду пальцами, запястьем и рукой.
Терминология штрихов окончательносформировалась в XIXвеке, хотя сами штрихичастично употреблялись уже во времена бароккои в венской классической школе.