» 16.23.56
Статьи » » Мои статьи

Как играть музыку, чтобы её было  интересно слушать?
Предисловие.
Как играть музыку, чтобы её было  интересно слушать?

Как сочиняет музыку композитор?
Почему нужно музыканту при разучивании музыкального произведения

пройти путь композитора при создании произведения - только в обратном порядке.


Ранее эта статья была на странице "Звукоизвлечение на скрипке". В связи с открытием на сайте каталого статей перенесла её сюда.
- Статью дополнила ,( в том числе - современным видеофрагментом...) - переработала.
Зафиксировала как оригинальный текст в Яндексе...)

 
Предисловие.

 Совершенно уверена в том, что научиться играть на скрипке,
 прочитав в Интернете  статью какого-нибудь гуру в этом деле
( с синонимами и заменой предложений одни на другие
 - из оригинального текста настоящего Мастера)(
ссылка на книгу Ю.Янкелевича. "Педагогическое наследие")
- невозможно.

 

Как играть музыку, чтобы её было  интересно слушать?

 Нужно поставить себе цель
игры;
    осознать необходимость её достижения для практической деятельности;
    для повседневной жизни.
    Наметить ориентировочные результаты игры.

В этом поможет собственный
календарно - тематический план занятий и репетиций.

 
Как играть музыку, чтобы её было  интересно слушать?
 
Прежде всего - пробудить в себе эмоциональный интерес к тому, что Вы играете.
Необходимо воссоздавать образные,зримые внутренним умом картины.
При этом вспомнить свои ощущения, которые соответствуют этим образам.
Эти внутренние эмоциональные и чувственные ощущения надо попробовать выразить в звуке во время игры на скрипке.
 
Вот тут-то вам и придёт на помощь профессиональный музыкальный навык.-
 Даже если раньше просто на гаммах, упражнениях, этюдах
Вам удалось наработать технику смычка - не только штриховую,но и динамическую (форте-пиано -крещендо-диминуэндо),
не только технику переходов и прочую скрипичную технику,
 
- при этом Вы прочувствовали внутреннюю ткань произведения
(в этом процессе разучивания произведения - постянно задавайте себе вопросы:

чувства там - в нотах произведения ,мысли или эмоции ? - какие ?- о чём ?- почему? и когда, в какое время - как это играть?,

как подготовить?;где-кульминация?,а может быть - кульминация не в том месте,как обозначено в этих нотах ?

- а может быть - есть другая редакция?)

- то  тогда есть  шанс,
что у вас получится выразить в своём исполнении композиторский,
или свой и композиторский - замысел музыкального призведения.
 
Музыкальные произведения искусства - как и все другие произведения искусства - не пишутся механически,
только ради развития ремесленной техники.

У каждого произведения - своя история появления на свет.

Поэтому музыканту необходимо прочувствовать всё то,что написал композитор.

Прежде чем приступить не только к обыкновенному разучиванию написанного текста нот,

но и - тем более - к публичному показу произведения.

 

Как сочиняет музыку композитор?

Сначала возникает идея произведения, которую композитор хочет воплотить в отдельном музыкальном произведении.
Эту идею композитор наполняет воображаемыми  эмоциональными образами.

Все образы  в отдельно взятом музыкальном  произведении взаимосвясаны,
хотя у каждого образа - своя собственная жизнь внутри произведения.

Вот так и складывается сюжет произведения.
Этот сюжет композитор воплощает в какой-либо музыкальной форме.
До сих пор ведутся споры о том - что от чего зависит -форма от содержания или содержание от формы.

Это вопрос того же рода,что и вопрос о том, что раньше появилось - курица или яйцо.
Однако в этой статье речь не об этом. А о том, что

музыканту нужно при разучивании музыкального произведения
пройти путь композитора при создании произведения - только в обратном порядке.

 

Почему нужно музыканту при разучивании музыкального произведения

пройти путь композитора при создании музыкального произведения - только в обратном порядке ?

Потому что слушатель постигает содержание музыкального творения как раз в обратном созданию музыки порядке.

Звуки, мелодии,гармонии при прослушивании воспринимаются комплексно.
Всё внимание слушателя нацелено на воссоздание образов музыки, которые создал звуками композитор.

Изменяясь во временном процессе,эти образы овладевают слушателем,воссоздают свои сюжеты.

Весь этот эмоциональный комплекс эмоций,чувств,внутреннее создание картин музыкальных событий
приводит к постижению смысла и самой идеи музыкального произведения.
 
 Ну а для того,чтобы наиболее достоверно передать мысли,чувства,эмоции композитора,

музыкант-исполнитель не может быть не интеллигентным человеком.

Причём - замечу,что понятие "интеллигент" и "образованный человек" не всегда совпадают.

 Об этом очень хорошо расскал
Сергей Юрьевич Юрский в беседе с корреспондентом
(см. видео на сайте

  
  «Интеллигенции больше нет. Часть - 1
    «Интеллигенции больше нет». Часть - 2" ).

Так же - не только интересно,познавательно и полезно послушать лекции Лотмана Юрия Михайловича
- например, (Юрий Михайлович  Лотман. Интеллигентность. - Беседы)

- Что посоветовать юным скрипачам в этом отношении?
 - Читайте.- Не ограничивайтесь современной - не всегда,кстати,- удачной,- литературой.

Традиции культуры,искусства,традиции своей родной стороны люди всегда узнавали по первоисточникам.

Лучше всего эти источники указаны - всегда  - в литературе.
Потому что средствами языка многое можно описать.
Литература - особенно настоящая классическая литература -
летопись жизни.

Начите лучше с классики.
Читайте русскую и зарубежную классику,
разумеется - советскую,европейскую.

В русском языке на самом деле больше возможностей описания
и понятий,
чем в том же английском - как бы ни был велик и английский язык тоже.

.......

Анна Андреевна Ахматова

Кого когда-то называли люди
Цаpeм в насмешку, Богом — в самом деле,
Кто был убит — и чье орудье пытки
Согрето теплотой моей груди...


Познали смерть Свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи, и солдаты,
И Прокуратор Рима — все прошли.

Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес,
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом бессмертных роз.

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное слово.

Анна Андреевна Ахматова 1945. Фонтанный Дом
......

(William Shakespeare. Sonnets 16-20)
William Shakespeare. Sonnet 16.

But wherefore do not you a mightier way
Make war upon this bloody tyrant, Time?
And fortify yourself in your decay
With means more blessed than my barren rhyme?

Now stand you on the top of happy hours,
And many maiden gardens yet unset
With virtuous wish would bear your living flowers,
Much liker than your painted counterfeit:

So should the lines of life that life repair,
Which this, Time's pencil, or my pupil pen,
Neither in inward worth nor outward fair,
Can make you live yourself in eyes of men.

To give away yourself keeps yourself still,
And you must live, drawn by your own sweet skill.

Но если время нам грозит осадой,
То почему в расцвете сил своих
Не защитишь ты молодость оградой
Надежнее, чем мой бесплодный стих?

Вершины ты достиг пути земного,
И столько юных девственных сердец
Твой нежный облик повторить готовы,
Как не повторит кисть или резец.

Так жизнь исправит вс╠, что изувечит.
И если ты любви себя отдашь,
Она тебя верней увековечит,
Чем этот беглый, хрупкий карандаш.

Отдав себя, ты сохранишь навеки
Себя в созданье новом - в человеке.

Перевод С.Я.Маршака


2.

Изучайте историю народов, стран.
- Лучше найти первоисточник,описание самого события современников,
литераторов,людей искусства.

Может быть - в каком-то художественном произведении историческое событие описано как-то по-другому,
чем оно податся в том учебнике,который вам довелось изучать.

 

Зачем это скрипачам?

-Ну,например, - Л.ван Бетховена " Сурок "  - уже играли?
 - Педагог ведь  рассказал вам
о Бетховене немного?

Бетховен  вышел из таких низов,что "нам и не снилось".

Но - силой своего Духа,силой своего - таланта и трудолюбия стал необходим человечеству больше,
чем тот же
Билл Гейтс - сегодняшний кумир миллионов людей в мире - но кумир не икусства,- увы.

Интеллигент ли был Бетховен?
Известно,что он не стеснялся ни в своих выражениях,
ни тем более - в своих действиях по отношению к тем людям или событиям,
с которыми не был согласен.

 Ну а как же быть с этим - ещё  одна потрясающая  цитат из Википедии,
как наиболее доступной сейчас для вас - Интернет - энциклопедии:

"
музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями»[11].

Вообще -очень рекомендую вам просто найти любую библиотеку ( благо пока они - бесплатные у нас!),
спросить библиотекаря всё,что есть о Людвиге ван Бетховене.
Что найдёт - прочтите  - хотя бы постепенно...

У меня есть презентация о жизни и творчестве Бетховена, с синхронизированным музыкальным сопровождением,
со вставками видеофрагментов.
Эту презентацию можно посмотреть здесь,на сайте. Называется она -"
О силе духа - с любовью".
(Так же опубликована во всероссийском Интернет- педсовете,
authorSTREAM


А ведь Бетховен писал музыку для всех жанров своего времени:

( Цитата из Википедии :
"Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.")

Если вы собираетесь быть оркестровым музыкантом,
когда-нибудь будете исполнять,например,
его знаменитую Третью симфонию.

А каковы её исторические предпосылки  возникновения,замысла?

Цитата из Википедии:
"Когда Бетховену было 34 года,
Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию[12]: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном»."

В то же время:

Какую роль сыграл
Наполеон I в мировой истории?
Какое влияние его личность оказала например,на русскую литературу,музыку,историю,живопись,кино?
значит - и на нас с вами?



( - "Бетховен ходил с записной книжкой, куда записывал пришедшие в голову удачные фразы,
которые потом использовал при написании своих вещей.")


Но - надо предупредить,что - если в требованиях к тому же ЕГЭ
есть конкретная трактовка того или иного исторического события,
то не стоит отступать от этой трактовки в ответах на экзамене.

Вы готовились к этому экзамену - значит,отвечайте так,как рекомендуется отвечать конкретно на тот или иной вопрос экзамена.
Потому что для того,чтобы спорить с учебником и его авторами,надо хотя бы быть на уровне образования и ранге автора учебника.
Чтобы быть - на равных.
Это же,по крайней мере - по-честному.

И много ещё чего надо - но ради этого стоит иметь по-настощему -  хотя бы просто - образование.

Чтобы не было так с вами:

Чеченский вопрос:




- Слушайте классическую музыку.
 - Изучайте историю.
 - Будьте гражданином своей страны.
 - И гражданином мира.



- Если следите за новостями - то лучше узнавать одни и те же новости из разных, но заслуживающих прочтения - источников.

Все остальные
жизненные правила для музыкантов прекрасно изложил великий
пианист - Роберт Шуман (в 1850 году) они так и называются
-
ЖИЗНЕННЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ (или как стать профессионалом).

Желаю вам удачного жизненного пути как музыканта.

- Н.Т. ( статья переработана,дополнена,изменена  с 2013г. в 2015г.)
Список колледжей культуры и искусства  - ссылка
Колледжи культуры и искусства в России -ссылка
О постановке рук скрипачей.(текст)  - ссылка
 


 
Вверх


Категория: Мои статьиПросмотров: 1116 |

[19 Ноя 2015][заметки по поводу]
Гала-парад струнных квартетов в Санкт-Петербурге
[29 Май 2015][Мои статьи]
Гении,злодеи и стандарты.
[28 Май 2015][люди искусства]
Даты марта и профессии
[19 Май 2015][Мои статьи]
Звукоизвлечение на скрипке - штрихи и методика.
[20 Апр 2020][заметки по поводу]
Инициатива передана на предварительную экспертизу
[22 Мар 2015][Мои статьи]
Как играть музыку, чтобы её было интересно слушать?
[12 Фев 2020][заметки по поводу]
Календарь памяти - как идея - возрождения ?
[12 Мар 2015][обучение]
Колледжи культуры и искусства в России
[26 Май 2015][люди искусства]
Люди искусства
[12 Июн 2015][Разное]
Методика диагностики уровня школьной тревожности по Филипсу.

Комментарии:
0 | Теги: чтобы было её интересно слушать, как играть музыку |


Поиск материалов
этого модуля

Мои статьи [9]
Юным скрипачам [11]
Юным скрипачам
Компьютер для искусства [0]
Компьютер для искусства
Об искусстве [16]
Об искусстве
Разное [10]
Разное

Чуча-3

Классическая музыка в мультфильмах

1 0 0.0

Цигун. Комплекс у...

Развитие моторики рук

0 0 0.0

Ф.Мендельсон. Кон...

Концерт для скрипки с оркестром

0 0 0.0

Орган - король му...

Мои музыкальные презентации

3 0 0.0

О силе Духа - с л...

Мои музыкальные презентации

1 0 0.0

Лотман 3-03 Образ...

Беседы,рассуждения,мнения

0 0 0.0

И.С.Бах.Концерт д...

Концерт для скрипки с оркестром

0 0 0.0

И.С.Бах.Концерт д...

Концерт для скрипки с оркестром

0 0 0.0

И.С. Бах. Концерт...

Концерт для скрипки с оркестром

0 0 0.0

Гимнастика для за...

Развитие моторики рук

0 0 0.0

Альфред Шнитке .Т...

Классическая музыка в мультфильмах

0 0 0.0

«Карандаш и ласти...

Классическая музыка в мультфильмах

0 0 0.0

Mendelssohn, Feli...

Концерт для скрипки с оркестром

0 0 0.0

Greg Irwin - Fing...

Развитие моторики рук

0 0 0.0

Gilles Apap Невер...

Забавы профессионалов

0 0 0.0

"Кармен"...

Классическая музыка в мультфильмах

1 0 0.0

"Влияние муз...

О звуке и его воздействии

0 0 0.0


Добавил: vjkjlfz (22 Мар 2015) |
Автор: интересно слушать,композитор,играть E W
Рейтинг: /
|
Юный скрипач в дополнительном образовании


Каталог статей

























CopyrightНина Телецкая. ©2010 - 2021 $. Администратор сайта не занимается обучением пользователей.Администратор сайта занимается поддержкой сервиса и решением проблем, касающихся веб-сайта.Желающим получить профессиональную консультацию использовать обратную связь сайта.Все материалы,размещенные на сайте,принадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.Карта сайта . Новости сайта.При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна. © Юный скрипач в дополнительном оразовании 2010 - 2021 $