Ранее эта статья была на странице "Звукоизвлечение на скрипке". В связи с открытием на сайте каталого статей перенесла её сюда. - Статью дополнила ,( в том числе - современным видеофрагментом...) - переработала. Зафиксировала как оригинальный текст в Яндексе...)
Совершенно уверена в том, что научиться играть на скрипке, прочитав в Интернете статью какого-нибудь гуру в этом деле ( с синонимами и заменой предложений одни на другие - из оригинального текста настоящего Мастера)(ссылка на книгу Ю.Янкелевича. "Педагогическое наследие") - невозможно.
Как играть музыку, чтобы её было интересно слушать?
Прежде всего - пробудить в себе эмоциональный интерес к тому, что Вы играете.
Необходимо воссоздавать образные,зримые внутренним умом картины.
При этом вспомнить свои ощущения, которые соответствуют этим образам.
Эти внутренние эмоциональные и чувственные ощущения надо попробовать выразить в звуке во время игры на скрипке.
Вот тут-то вам и придёт на помощь профессиональный музыкальный навык.-
Даже если раньше просто на гаммах, упражнениях, этюдах
Вам удалось наработать технику смычка - не только штриховую,но и динамическую (форте-пиано -крещендо-диминуэндо),
не только технику переходов и прочую скрипичную технику,
- при этом Вы прочувствовали внутреннюю ткань произведения
(в этом процессе разучивания произведения - постянно задавайте себе вопросы:
чувства там - в нотах произведения ,мысли или эмоции ? - какие ?- о чём ?- почему? и когда, в какое время - как это играть?,
как подготовить?;где-кульминация?,а может быть - кульминация не в том месте,как обозначено в этих нотах ?
- а может быть - есть другая редакция?)
- то тогда есть шанс,
что у вас получится выразить в своём исполнении композиторский,
или свой и композиторский - замысел музыкального призведения.
Музыкальные произведения искусства - как и все другие произведения искусства - не пишутся механически,
только ради развития ремесленной техники.
У каждого произведения - своя история появления на свет.
Поэтому музыканту необходимо прочувствовать всё то,что написал композитор.
Прежде чем приступить не только к обыкновенному разучиванию написанного текста нот,
но и - тем более - к публичному показу произведения.
Сначала возникает идея произведения, которую композитор хочет воплотить в отдельном музыкальном произведении.
Эту идею композитор наполняет воображаемыми эмоциональными образами.
Все образы в отдельно взятом музыкальном произведении взаимосвясаны,
хотя у каждого образа - своя собственная жизнь внутри произведения.
Вот так и складывается сюжет произведения.
Этот сюжет композитор воплощает в какой-либо музыкальной форме.
До сих пор ведутся споры о том - что от чего зависит -форма от содержания или содержание от формы.
Это вопрос того же рода,что и вопрос о том, что раньше появилось - курица или яйцо.
Однако в этой статье речь не об этом. А о том, что
музыканту нужно при разучивании музыкального произведения
пройти путь композитора при создании произведения - только в обратном порядке.
пройти путь композитора при создании музыкального произведения - только в обратном порядке ?
Потому что слушатель постигает содержание музыкального творения как раз в обратном созданию музыки порядке.
Звуки, мелодии,гармонии при прослушивании воспринимаются комплексно.
Всё внимание слушателя нацелено на воссоздание образов музыки, которые создал звуками композитор.
Изменяясь во временном процессе,эти образы овладевают слушателем,воссоздают свои сюжеты.
Весь этот эмоциональный комплекс эмоций,чувств,внутреннее создание картин музыкальных событий
приводит к постижению смысла и самой идеи музыкального произведения.
Ну а для того,чтобы наиболее достоверно передать мысли,чувства,эмоции композитора,
музыкант-исполнитель не может быть не интеллигентным человеком.
Причём - замечу,что понятие "интеллигент" и "образованный человек" не всегда совпадают.
Об этом очень хорошо расскал Сергей Юрьевич Юрский в беседе с корреспондентом
(см. видео на сайте
- Что посоветовать юным скрипачам в этом отношении?
- Читайте.- Не ограничивайтесь современной - не всегда,кстати,- удачной,- литературой.
Традиции культуры,искусства,традиции своей родной стороны люди всегда узнавали по первоисточникам.
Лучше всего эти источники указаны - всегда - в литературе.
Потому что средствами языка многое можно описать.
Литература - особенно настоящая классическая литература -
летопись жизни.
Начите лучше с классики.
Читайте русскую и зарубежную классику,
разумеется - советскую,европейскую.
В русском языке на самом деле больше возможностей описания
и понятий,
чем в том же английском - как бы ни был велик и английский язык тоже.
But wherefore do not you a mightier way
Make war upon this bloody tyrant, Time?
And fortify yourself in your decay
With means more blessed than my barren rhyme?
Now stand you on the top of happy hours,
And many maiden gardens yet unset
With virtuous wish would bear your living flowers,
Much liker than your painted counterfeit:
So should the lines of life that life repair,
Which this, Time's pencil, or my pupil pen,
Neither in inward worth nor outward fair,
Can make you live yourself in eyes of men.
To give away yourself keeps yourself still,
And you must live, drawn by your own sweet skill.
Но если время нам грозит осадой,
То почему в расцвете сил своих
Не защитишь ты молодость оградой
Надежнее, чем мой бесплодный стих?
Вершины ты достиг пути земного,
И столько юных девственных сердец
Твой нежный облик повторить готовы,
Как не повторит кисть или резец.
Так жизнь исправит вс╠, что изувечит.
И если ты любви себя отдашь,
Она тебя верней увековечит,
Чем этот беглый, хрупкий карандаш.
Отдав себя, ты сохранишь навеки
Себя в созданье новом - в человеке.
Перевод С.Я.Маршака
2.
Изучайте историю народов, стран.
- Лучше найти первоисточник,описание самого события современников,
литераторов,людей искусства.
Может быть - в каком-то художественном произведении историческое событие описано как-то по-другому,
чем оно податся в том учебнике,который вам довелось изучать.
-Ну,например, - Л.ван Бетховена " Сурок " - уже играли?
- Педагог ведь рассказал вам о Бетховене немного?
Бетховенвышел из таких низов,что "нам и не снилось".
Но - силой своего Духа,силой своего - таланта и трудолюбия стал необходим человечеству больше, чем тот же Билл Гейтс - сегодняшний кумир миллионов людей в мире - но кумир не икусства,- увы.
Интеллигент ли был Бетховен? Известно,что он не стеснялся ни в своих выражениях, ни тем более - в своих действиях по отношению к тем людям или событиям, с которыми не был согласен.
Ну а как же быть с этим - ещё одна потрясающая цитат из Википедии, как наиболее доступной сейчас для вас - Интернет - энциклопедии:
"музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями»[11].
Вообще -очень рекомендую вам просто найти любую библиотеку ( благо пока они - бесплатные у нас!), спросить библиотекаря всё,что есть о Людвиге ван Бетховене. Что найдёт - прочтите - хотя бы постепенно...
У меня есть презентация о жизни и творчестве Бетховена, с синхронизированным музыкальным сопровождением, со вставками видеофрагментов. Эту презентацию можно посмотреть здесь,на сайте. Называется она -"О силе духа - с любовью". (Так же опубликована во всероссийском Интернет- педсовете,authorSTREAM
А ведь Бетховен писал музыку для всех жанров своего времени:
( Цитата из Википедии :"Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.")
Если вы собираетесь быть оркестровым музыкантом, когда-нибудь будете исполнять,например, его знаменитую Третью симфонию.
А каковы её исторические предпосылки возникновения,замысла?
Цитата из Википедии: "Когда Бетховену было 34 года,Наполеонотказался от идеалов Великой французской революциии объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию[12]: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделаетсятираном»."
В то же время:
Какую роль сыграл Наполеон I в мировой истории? Какое влияние его личность оказала например,на русскую литературу,музыку,историю,живопись,кино? значит - и на нас с вами?
( - "Бетховен ходил с записной книжкой, куда записывал пришедшие в голову удачные фразы, которые потом использовал при написании своих вещей.")
Но - надо предупредить,что - если в требованиях к тому же ЕГЭ есть конкретная трактовка того или иного исторического события, то не стоит отступать от этой трактовки в ответах на экзамене.
Вы готовились к этому экзамену - значит,отвечайте так,как рекомендуется отвечать конкретно на тот или иной вопрос экзамена. Потому что для того,чтобы спорить с учебником и его авторами,надо хотя бы быть на уровне образования и ранге автора учебника. Чтобы быть - на равных. Это же,по крайней мере - по-честному.
И много ещё чего надо - но ради этого стоит иметь по-настощему - хотя бы просто - образование.