Календарно-тематический план и другие требования.
На этой странице:
- Для чего и для кого нужен план обучения.
- Ученику
- Педагогу
- Государству
- Требования к этапам обучения
- В помощь скрипачам, которые решили по каким-то своим причинам составить свой план занятий
- первоначальное обучение (1.) на три основных этапа
- для начала
- Требования к коллоквиуму:
- после определения, на каком этапе развития
- Примерный календарно-тематический план 1, 2 и 3 этапов обучения
- I полугодие
- II полугодие
- Трудности репертуара 3 этапа включают в себя
- Человек- творец
- Человек - потребитель
- Старайтесь стать профессионалами
- специально разработанная для музыкантов
- По каждому предмету обучения существует так называемая программа обучения.
- Для начала
- Затем выбрать
- Далее - распределите эту программу
- Следующий шаг
- В недельной таблице
- четыре таких больших "ступени"
- Требования к первому этапу программы :
- Социальные гарантии
- Я распределяю
- Первый этап развития учащихся
- На втором этапе обучения для учащихся
- Третий этап обучения предполагает
- Требования к этапам обучения:
- Требования к первому этапу программы следующие:
- Второй этап "Младший ансамбль”
- В индивидуальной работе с учеником данного периода обучения:
- К начальным умениям работать с фонограммой или аранжировкой присоединяется:
- К полученным ранее умениям работы с фонограммой или аранжировкой
- скачать или посмотреть файлы для юных скрипачей:
- В индивидуальной работе с учеником данного периода обучения:
- Коллоквиум - 1-2 раза в год,
- Академические концерты и технические зачёты
- Программные требования по годам обучения
- 1 -й год обучения
- 2 -й год обучения
- 3 -й год обучения
- 4 -й год обучения
- 5 -й год обучения
- 6 -й год обучения
- 7-й и 8 -й год обучения
- Примерные экзаменнационные программы
- Примерный календарно-тематический план 1, 2 и 3 этапов обучения
- Репертуарный список
- репертуарный список скачать или посмотреть
- Гаммы, упражнения и этюды по этапам обучения
- Крупная форма по этапам обучения
- Пьесы по этапам обучения
- Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течении учебного года на академических концертах
- Использованная литература и нормативные документы для составления программы.
- -наполняемость групп
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.Размер 108 КБ (110 937 байт) скачать .pdf
(темы по музыкальной грамоте и музыкальной аранжировке для обучения и изучения.Составлены мною, работала лично с учениками по всем темам. Можно корректировать каждому педагогу по своему усмотрению.
Уровни сложности обычные - от простого к сложному в каждой теме.
Пока не ученик не освоит простой материал по теме - нет смысла дальнейшего обучения темам.
Многим темам обучаю параллельно, одновременно.
Многие темы не существуют одна без другой. - Педагоги -музыканты поймут.
Вверх
Для чего и для кого нужен план обучения
Ученику такой план нужен для того, чтобы знать
- - что и когда предстоит изучить в той или иной области образования,
- - каким навыками предстоит овладеть в будущем,
- - какие знания , практические навыки должны стать основой для успешного обучения по тому или иному предмету - то есть, чему в конечном итоге он научится - за неделю, за месяц, за год, за весь период обучения.
- - когда, в какое время - год, месяц, день, час - будет распределяться время обучения по тому или иному предмету, пункту обучения
- - что для этого всего нужно из учебной и дополнительной литературы,
- какие пособия необходимы - например, программы для компьютера
Вверх
Педагогу такой план необходим, потому что
- - нужно планировать весь процесс обучения ученика.
- Чаще всего не одного ученика - а класс ( классы) учеников.
- - Чему именно и когда , в какое время учить.
- - Какие доплнительные материалы, методические материалы необходимо подготовить к тому или иному занятию в тот или иной день, час того или иного года . для того или иного класса или ученика.
- Педагог фиксирует все темы которые изучает с учеником ( учениками)в специальном журнале.
- По предметам индивидуального обучения существуют специальные индивидуальные планы на каждого ученика.
- Обычно в системе кружков дополнительного образования индивидуальные планы не составляются.
- Тем не менее, - индивидуальные планы пишутся на каждого ученика.
- - Отчитываться перед вышестоящим начальством.
- Ибо в дневниках и тетрадях учеников, как правило - всё есть с каждого занятия.
Вверх
Государству:
- Хорошему государству необходимы в основной своей массе
- хорошо образованные люди,
- которые не только любят и ценят своё Отечество,
- но знают и умеют создавать в этом отечестве мирную, достойную, удобную,
- красивую жизнь не только для людей - но и для всей окружающей природы.
На мой взгляд, образование в СССР было качественнее нынешнего по многим параметрам.
Прежде всего, оно ставило своей целью воспитать человека-творца,
а не человека-потребителя.
( СМ.в Википедии "Фурсенко Андрей Александрович "Позиция по реформированию системы образования"")
Что тут сказать - всем известно, что
Человек- творец всегда найдёт предмет своего воздействия и своего потребления.
А человек - потребитель , если он недостаточно образован -то есть,
знает и умеет мало, и нет у него потребности в знаниях и умениях - съест всё, что ему предлжат покрасивее упакованное.
Вверх
Старайтесь стать профессионалами в своём деле жизни во что бы ни стало.
Не будьте дилетантами в деле своей жизни.
Если не удалось поступить в учебное заведение - занимайтесь самообразованием.
Благо теперь Интернет в помощь. Да и пока ещё в России есть бесплатные библиотеки.
Многие из них оснащены современным оборудованием.
Узнайте тематический план по всему своему выбранному профессиональному обучению.
И начинайте осваивать выбранную профессию по этому плану.
Составьте для себя календарно-тематический план.
То есть - когда , в какой день недели,в каком месяце года, в какое время суток
вы будете заниматься изучением того или иного материала.
Когда будут практические занятия и ваши проверочные -контрольные занятия.
Устройте себе экзамен на дому: составьте тесты, контрольные работы на каждый день,
неделю,месяц,год. Отмечайте успехи в поставленной цели.
Реализуйте полученные знания и навыки на практике.
Этот этап самоподготовки даст хорошую основу для поступления в учебное заведение.
Это нужно для получения документа по профессиональной ориентации
выбранного вами дела всей жизни.
Всем юным музыкантам - не только скрипачам - стоит прочесть и следовать
такому документу,как "Жизненные правила для музыкантов" или
как стать профессионалом Роберта Шумана.
Скрипачам ,музыкантам - необходимо заниматься ежедневно
развитием и поддержанием своего технического,профессионального уровня.
Иначе навыки игры на скрипке или любом другом музыкальном инструменте сойдут на нет.
Между прочим - есть отличная гимнастика для рук, специально разработанная для музыкантов,
и не только.
Кроме того - для детей есть многочисленные развивающие упражнения для развитие моторики.
Развитие моторики рук
Пожалуйста - смотрите их. Пытайтесь повторить эти упражнения. Делайтеих ежедневно.
И вы будете отлично чувствовать свои руки.
Вверх
По каждому предмету обучения существует так называемая программа обучения.
Здесь вдаваться в подробности создания этих программ у меня нет целей.
Однако отмечу, что все программы обучения в нашей стране должны соответствовать ФГОСТ - Федеральному образовательному стандарту.
Посмотреть, кто именно подписывает ФГОСТ не сложно - просто найти в Интернете любой ФГОСТи посмотреть, кто его подписывал. Например,действующий сейчас (в 2013 году) документ - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) подписан А.А. Фурсенко.
В России существуют ФГОСТы - Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Обычно педагоги во
всех учебных заведениях , а значит - и в музыкальных школах
составляют собственный календано-тематическй план обучения по своим предметам.
Обязательно согласно ФГОСТ.
составляют собственный календано-тематическй план обучения по своим предметам.
Обязательно согласно ФГОСТ.
Сам по себе этот факт очень хорош. Другое дело - как составлен ФГОСТ,
что туда заложено, что именно там считается обязательным, а что - нет.
Вверх
В помощь скрипачам, которые решили по каким-то своим причинам составить свой план занятий,
я пишу эту страничку.
Для начала необходимо опеределить - на
каком этапе обучения игре на скрипке,
изучения музыкальной грамоте, сольфеджио,музыкальной литературы,
музыкальной аранжировки вы находитесь.
изучения музыкальной грамоте, сольфеджио,музыкальной литературы,
музыкальной аранжировки вы находитесь.
Затем выбрать индивидуальную программу обученияна год.
Какие гаммы, упражнения,
этюды,
пьесы,
сонаты,
сонаты и( или) партиты для скрипки соло,
произведения крупной формы
вы себе намечаете выучить за этот год.
Какие при этом задачи музыкального исполнения Вы собираетесь решить.- Чему научиться?
Далее - распределите эту программу на полугодия, месяцы, недели.
Следующий шаг - наметить в календаре эти периоды -
даты технических зачётов и академических концертов. То есть - когда, к какому сроку Вы полагаете сыграть от начала до конца свой технический зачёт, коллоквиум, академический концерт.
В недельной таблице по дням распишите название и время Ваших музыкальных занятий . Индивидуальную подготовку - ежедневную и как бы итоговую - на два дня недели
- например:
в среду и субботу у Вас "Специальность" - это итоговые недельные занятия.
Остальные дни используйте для подготовки к ним.
Вверх
В России есть четыре таких больших "ступени" обучения на скрипке
( и профессиональной музыке вообще):
1. Музыкальная школа, или школа искусств - первоначальный большой этап обучения.
2. Музыкальное училище, музыкальный колледж,
раньше были так же училища искусств
- первоначальный профессиональный этап обучения
3. Консервато́рия (от лат. conservare — охранять, сохранять) —
музыкальное высшее учебное заведение. Готовит музыкантов-исполнителей,
композиторов и музыковедов.( см. в Википедии)- высшее профессиональное
музыкальное образование.
В России в Академиях искусств музыкальное образование аналогично
консерваторскому образованию.
4. Аспирантура ( определение по Википедии:Аспирантура — формa повышения
квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёнoй степени кандидата
наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского
учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой
квалификации — кандидатов наук.
Специальности культуры и искусства
Профессии культуры и искусства
Ссылки на интересные ресурсы:
полезные ссылки
Социальные гарантии:
В связи с принятием ФЗ "Об образовании" все государственные гарантии для
аспирантов отменены и не предусмотрены в иных нормативно-правовых актах.
Вверх
Я распределяю первоначальное обучение (1.) на три основных этапа.
Весь курс обучения игре на скрипке в первоначальном периоде обучения делится на 3 этапа,
каждый этап обучения охватывает разнообразные взаимосвязанные между собой стороны
учебно-воспитательного процесса:
1-й этап - 1-й, 2-й годы обучения
2-й этап -3-й, 4-й годы обучения
3-й этап -5-й, 6-й, 7-й год обучения
Первый этап развития учащихся предполагает индивидуальные занятия.
Первый этап предполагает большей частью индивидуальное обучение
и занятия в ансамбле с педагогом или с другими учениками также.
Занятия проходят два раза в неделю.
В этот период занятие в ансамбле также необходимо, - но в простой, игровой форме,
с использованием открытых струн.
На втором этапе обучения для учащихся помимо индивидуальных занятий появляются
и групповые формы обучения игре на скрипке. Это могут быть, игра в различных
ансамблях (дуэты, трио) развивают такие необходимые навыки как: ритмичность,чистота интонирования.
Третий этап обучения предполагает
индивидуальные занятия - минимум по два часа в неделю,
групповые ансамблевые занятия - 1-2 раза в неделю по 1-2 часа.
Вверх
Требования к этапам обучения:
Требования к первому этапу программы следующие:
Первая позиция. Движение смычка по открытым струнам. Установка пальцев левой
руки. Полутоны. Тоны. Полтора тона.
Основные штрихи: деташе, легато, сочетание
деташе и легато, маркато, мартле.Несимметричные штрихи.
Упражнения для укрепления пальцев и развития беглости.
(Шевчик,техника смычка оп.2кн.)
Гамма и арпеджио в пределах 1 позициии. Подготовка к изучению высоких позиций, вибрации, переходам в позиции, другим видам скрипичной техники.
Этюды на различные виды техники (соединение струн, смешанные штрихи – деташе-легато). Начальные умения работать с аранжировкой и фонограммой – уметь изменять скорость
воспроизведения сопровождения, громкость воспроизведения.
скачать или посмотреть файлы для юных скрипачей:
Основные скрипичные штрихи
Л.С.Ауэр "Моя школа игры на скрипке"
оркестры
нотная бумага 6 форматов скачать
В.Якубовская "Вверх по ступенькам"
Второй этап "Младший ансамбль”.
Следующий этап в становлении коллектива, более сложный,
предполагает 3-й , 4-й годы обучения.
В индивидуальной работе с учеником данного периода обучения:
- овладение грифом в пределах трех позиций,
- изучение 2-й и 3-й позиции и основных видов переходов,
- знакомство с аппликатурой хроматического звукоряда,
- однооктавные и двухоктавные гаммы,
- отработка техники переходов.
К начальным умениям работать с фонограммой или аранжировкой присоединяется:
- умение изменять тембры, инструменты в сопровождении – в соответствии со стилем исполнения.
- Умение включать или выключать те или иные инструменты в сопровождении для домашних репетиций с фонограммой или аранжировкой.
Третий этап "Концертный ансамбль” - дети 5-6 -7 года обучения.
Главный акцент, продолжая индивидуальную работу, делается на занятия в ансамбле.
В индивидуальной работе необходим
- дальнейший технический рост
- (штрихи спиккато, стаккато), особенно в исполнении гамм, арпеджио, этюдов.
- Постоянно рекомендуется обращать внимание на качество звука, т.е. речь идет о кантилене.
- Последующая работа идёт в направлении овладения более сложными ритмами,
- интонационными оборотами, развитием беглости, параллельно используя это в
- практике ансамблиста.
- Большое внимание на этом этапе необходимо уделить фразировке, культуре звука, вибрации.
- Другими словами, идет совершенствование первоначальных навыков.
К полученным ранее умениям работы с фонограммой или аранжировкой
присоединяется умение написать полностью сопровождение в нотном редакторе,
аранжировать в стиле исполнения произведения.
Таким образом, навыки обучения, полученные в кружке «Скрипка и Музыкальная литература» тесно переплетаются и взаимосвязаны.
Третий этап рекомендуется как подготовительный период для учащихся, ориентирующихся на дальнейшее профессиональное обучение.
Естественно, что ученики второго и третьего этапа обучения – это опора, костяк ансамбля.
Это, прежде всего, опора в техническом плане (владение штрихами, беглость, умение читать с листа),
а в психологическом смысле (аспекте) – это пример для подражания младшим участникам ансамбля.
Очень важно создать атмосферу товарищества, поддержки в ансамбле.
Вверх
Трудности репертуара 3 этапа включают в себя
- владение вибрацией,
- гибкой фразировкой,
- филированием звука на диминуэндо,
- рубатная манера исполнения,
- синхронное исполнение мелизмов и ритмических фигур.
- Помимо технических навыков (прозрачного, "теплого” звукоизвлечения,
- владения штриховыми приемами),
- учащиеся должны обладать опытом игры, т.к.
- отношения между исполнителями могут изменяться:
- они по очереди солируют и аккомпанируют.
Далее , после определения,
на каком этапе развития инструментального исполнительства
вы находитесь в данный момент, необходимо составить
свой собственный календарно-тематический план обучения.
Важный момент:
Если Вы когда-то уже занимались на скрипке, допустим,
5 лет всего - но с того момента прошло уже достаточно большое количество времени и так случилось, что на скрипке Вы не играли какое-то время - что необходимо предпринять.
- Просто попробуйте сыграть что-нибудь из своего пройденного
педагогического репертуара и оцените свои нынешние умения.
Обычно хорошо наработанные навыки игры остаются.
Но и их необходимо воскресить в памяти движений путём неоднократных повторений.
Таким образом, лучше просто вернуться на более низкую ступень обучения навыкам хотя бы на некоторое время.Пока Ваш организм, весь игровой аппарат "не вспомнит"
достаточно уверенно то, что раньше давалось легко.
Торопиться и пренасыщать внезапными усиленными занятиями самого себя
в таких случаях не стоит - дабы избежать такой напасти,
как зажатость и переигранные руки, упадок настроения.
- Во всём нужна мера.
Вверх
В учебных заведениях первоначального этапа музыкального образования
(ДМШ, ДШИ) в календарно-тематический план включаются так же:
Коллоквиум - 1-2 раза в год, возможно вместе с техническим зачетом по
оркестровой технике.
Требования к коллоквиуму:
- Проверка знаний по музыкальной грамоте,
- терминологии, обозначения темпов в итальянской транскрипции
- (3-4 практических задания на фортепиано и тест по нотному тексту соответствующего
- уровня обучения )
Академические концерты и технические зачёты
проводятся систематически: 2 раза в учебном году:
по одному в каждом полугодии.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д.
приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Вверх
Программные требования по годам обучения
1
Развитие музыкально-слуховых представлений. Начальное развитие музыкально-образного мышления. Усвоение названий скрипки и смычка. Основы организации целесообразных игровых движений ( постановка). Простейшие штриховые, динамические и аппликатурные обозначения. Качество звучания. Интонация, ритм. Ознакомление со строем скрипки. Изучение первой позиции.
Простейшие виды штриха деташе целым смычком и его частями. легато до 4-х нот на смычок. Начальные виды распределения смычка. Переходы со струны на струну. Плавное соединение движений смычка в его различных частях. Несложные упражнения для левой руки. Гаммы и трезвучия в наиболее лёгких тональностях. Исполнение народных мелодий и несложных пьес. Подготовка к чтению с листа.
В течении учебного года проработать с учеником: 4-5 мажорных(минорных) гамм и арпеджио(тонические трезвучия)в одну октаву и 1-2 гаммы в 2 октавы,10-12 этюдов,8-10 пьес
Вверх
2
Дальнейшее развитие музыкально - образного мышления. Дальнейшая работа над постановкой, звукоизвлечением, интонацией, ритмом. Изучение штрихов деташе, легато ( до 8 нот на смычок) и их чередование. Начало работы над мартле. Динамика звучания. Ведение смычка одновременно по двум струнам. Элементарные виды флажолетов. Ознакомление с простейшими видами двойных нот ( в основном с
применением открытых струн) Знакомство с позициями (2 и 3). Ознакомление с настройкой инструмента. Двухоктавные мажорные и минорные гаммы и трезвучия. Развитие начальных навыков чтения нот с листа (в присутствии педагога).В течение учебного года проработать с учеником: 5-6 гамм (мажорных и минорных) и арпеджио трезвучий (с обращениями) в две октавы,8-10 этюдов, 7-8 пьес,1-2
произведения крупной формы.
Вверх
3
Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления. Работа над интонацией, ритмом, звукоизвлечением. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле и их чередование. Усвоение позиций (1,2,3)и их смена. Двойные ноты и несложные
аккорды в 1 позиции. Гаммы и трезвучия в отдельных позициях с применением переходов. Хроматические последовательности. Подготовительные упражнения к исполнению трели. Подготовительная работа на усвоение навыков вибрации. Навыки самостоятельного разбора несложных произведений и чтение нот с листа.В течение учебного года проработать с учеником: 5-6 гамм ( мажорных и
минорных) и арпеджио ( с обращениями) в 1.2,3 позициях с переходами, 8-10 этюдов на различные виды техники,6-8 пьес различного характера.1-2 произведения крупной формы.
Вверх
4
Дальнейшая работа над развитием музыкально - образного мышления. Работа над интонацией, динамикой звучания, ритмом. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле и их чередование. Ознакомление со штрихом стаккато. Изучение первых 5 позиций, различные виды их смены. Несложные упражнения в более высоких(4 и 7) позициях. Упражнения и этюды в двойных нотах (в 1 позиции). Аккорды. Дальнейшее изучение двухоктавных гамм и трезвучий. Навыки вибрации. Чтение нот с листа. В течение учебного года проработать с учеником: 6-8 гамм (мажорных и минорных) и арпеджио трезвучий ( с обращениями) с переходами в позиции, 8-10
этюдов на различные виды техники, 6-8 разнохарактерных пьес,1-2 произведения крупной формы.
Вверх
5
Дальнейшая работа над развитием музыкально - образного мышления.Работа над штрихами: деташе, мартле, легато, стаккато,спиккато,сотийе.Их. Их различные чередования. Усвоение более высоких позиций. Двойные ноты в первых трёх позициях. Работа над соединением позиций при исполнении двухголосья. Изучение трёхоктавных гамм, трезвучий (с обращениями). Ознакомление с хроматической гаммой, исполняемой двумя видами аппликатуры - скольжением и чередованием пальцев. Ознакомление с квартовыми флажолетами. Чтение нот с листа. В течение учебного года проработать с учеником: 5-6 трёхоктавных (мажорных и
минорных) гамм, трезвучий с обращениями,7-8 этюдов, 5-6 пьес,1- 2 произведения крупной формы.
Вверх
6
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Изучение штрихов: деташе. мартле, легато, стаккато, сотийе. Развитие левой руки: трели, различные виды соединений позиций, двойные ноты. Аккорды, флажолеты. Изучение трёхоктавных гамм и трезвучий (для более успевающих учащихся - трезвучий с обращениями, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды). Гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы). Хроматическая гамма, исполненная двумя видами аппликатуры -
скольжением и чередованием пальцев. Чтение нот с листа. В течение учебного года проработать с учеником: 5-6 мажорных и минорных
трёхоктавных гамм и трезвучий (с обращениями),2 гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы) 7-8 этюдов,6-8 пьес. 2 произведения крупной формы.
Вверх
7 и 8
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Работа над трёхоктавными гаммами и трезвучиями (в подвижном темпе: гаммы до 12 нот легато, трезвучия до 9 нот легато). Хроматические гаммы. Гаммы в различных штриховых вариантах. Гаммы двойными нотами. Повторение ранее пройденных гамм. Работа над штрихами. В течение учебного года проработать с учеником: 5-6 мажорных и минорных гамм, трезвучий с обращениями,2-3 гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы), 2 хроматические гаммы, 6-8 этюдов,5-6 пьес,2 произведения крупной формы.
Вверх
Примерный календарно-тематический план 1, 2 и 3 этапов обучения
I полугодие
тема
Подбор и корректировка репертуара по индивидуальному и коллективному обучению.
Подготовка к техническому зачёту и коллоквиуму. Подготовка к конкурсу по
техническому зачёту по оркестровой практике Подготовка и участие в
календарных мероприятиях учебного заведения, уточнение проведения различных мероприятий
для включения в годовой план работы.
месяц
Сентябрь,
октябрь
Технический зачёт, коллоквиум. Конкурс на лучшее исполнение гаммы, этюда,
оркестровых штрихов
месяц
Ноябрь,2 и 3 недели
Подготовка к академическому концерту. Подготовка к конкурсу на лучшее
исполнение пьесы. Подготовка и участие в календарных мероприятиях учебного заведения.
Ноябрь
Академический концерт.
Декабрь,2 неделя
Конкурс на лучшее исполнение пьесы.
Декабрь,3 неделя
Выступление на родительском собрании
Декабрь,4 неделя
II полугодие
тема
Подбор и корректировка репертуара по индивидуальному и коллективному обучению.
Подготовка к участию в календарных мероприятиях учебного заведения.
Подготовка к техническому зачёту по оркестровой практике и коллоквиуму
месяц
Январь ,
февраль
Технический зачёт по оркестровой практике, коллоквиум.
Конкурс на лучшее исполнение гаммы, этюда, оркестровых штрихов .
Подготовка к участию в календарных мероприятиях учебного заведения.
Март
1 и 2 неделя марта
Подготовка к академическому концерту.
3,4 неделя марта, апрель
Академический концерт.
Май,2 неделя.Май,3 неделя
Конкурс на лучшее исполнение пьесы.
Май,4 неделя
Академический концерт.
Выступление на родительском собрании
Вверх
Репертуарный список (скачать или просмотреть).
Используемая учебная литература по степеням сложности.
Программа не претендует на полный охват скрипичной литературы.
Репертуар учащихся делится на конструктивный и художественный.
Комплексный подход, продуманный выбор учебно-педагогического материала – важнейший фактор успешного развития учащегося.
Составляла для тех скрипачей, которые не занимаются в ДМШ и ДШИ.- Для кружковцев.
Основа репертуарноно списка согласно
замечательной Программы Детской музыкальной школы
Академического музыкального колледжа при Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Составитель: преподаватель ДМШ и училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А.В. Вандышева, г. Москва 2002г.
Для кружковцев я значительно упростила этот репертуарный список.
Тем не менее, основа репертуара по степеням подготовленности учащегося соблюдена.
учимся вибрации
Репертуарный список.
Гаммы, упражнения и этюды по этапам обучения
1-я степень сложности
Бакланова Н. Маленькие упражнения для начинающих (первая позиция).Григорян А. «Начальная школа игры на скрипке ». Комаровский. А. Этюды для скрипки (первая позиция).Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. Сборник избранных этюдов. Выпуск 1-й( сост. М.Гарлицкий, К. Родионов, К. Фортунатов ).Шевчик О. Скрипичная школа для начинающих. Якубовская « Вверх по ступенькам»
2-я степень сложности
Гнесина-Витачек Е. 18 легких этюдов.Гржимали И. Упражнения в гаммах.Григорян А. Гаммы и арпеджио. Начальная школа игры на скрипке.Шрадик Г. Упражнения, тетрадь 1-яЯньшинов А. Гаммы и арпеджио.Яньшиновы А. и Н. 30 легких этюдов.
3-я степень сложности
Конюс Ю. Маленькие этюды и упражнения в двойных нотах. Мострас К. Этюды во второй позиции. Сборник избранных этюдов, 2-й выпуск.( сост. М.Гарлицкий, К. Родионов, К. Фортунатов ).
4-я степень сложности
Вольфарт Ф. И Шпонер А. 70 мелодических этюдов. Гарлицкий М. Шаг за шагом. Методическое пособие для юных скрипачей. Гнесина-Витачек Е. 17 мелодических этюдов. Кайзер Г. 36 этюдов, соч. 20, тетр.1-2.Комаровский А. Этюды в позициях. Мострас К. Этюды-дуэты, чч.1 и 2.Этюды в четвертой позиции. Шевчик О. Школа скрипичной техники, соч.1,тетр.1-2.Школа техники смычка, соч.2, тетр.1.Шрадик Г., Упражнения, тетр.1 ( позиции).Яньшинов А. Шесть этюдов для интонации. Шесть этюдов для правой и левой рук. Упражнения в аккордах.
Крупная форма по этапам обучения
1-я степень сложности
Гендель Г. Сонатина.Вариации Ля мажор (обр. К. Родионова).Комаровский А. Концертино Соль мажор. Ридинг О. Концерт си минор, 1-я часть.
2-я степень сложности
Крупная форма
Бакланова Н. Сонатина. Концертино. Комаровский А. Вариации на тему у.н.п. ''Вышли в поле косари’ ‘Ридинг Концерт си минор, 2 и 3 части. Концерт Соль мажор. Яньшинов А. Концертино
3-я степень сложности
Крупная форма
Бакланова Н. Вариации Соль мажор. Бетховен Л. Сонатина Соль мажор ( обр. К. Родионова).Сонатина до минор ( обр. А. Григоряна).Вивальди А. Концерт Соль мажор, ч.1.Данкля Ш. Вариации 1, Соль мажор. Зейц Ф. Концерт 1, Соль мажор. Комаровский Вариации '' Пойду-ль, выйду-ль я..''.Корелли А. Соната ми минор.
2 этап обучения:
Крупная форма
1-я степень сложности
Гендель Г. Сонатина.Вариации Ля мажор (обр. К. Родионова).Комаровский А. Концертино Соль мажор. Ридинг О. Концерт си минор, 1-я часть.
2-я степень сложности
Бакланова Н. Сонатина.Концертино.Комаровский А. Вариации на тему у.н.п. ''Вышли в поле косари’ ‘Ридинг Концерт си минор, 2 и 3 части. Концерт Соль мажор. Яньшинов А. Концертино
3-я степень сложности
Бакланова Н. Вариации Соль мажор. Бетховен Л. Сонатина Соль мажор ( обр. К. Родионова).Сонатина до минор ( обр. А. Григоряна).Вивальди А. Концерт Соль мажор, ч.1.Данкля Ш. Вариации 1, Соль мажор. Зейц Ф. Концерт 1, Соль мажор. Комаровский Вариации '' Пойду-ль, выйду-ль я..''.Корелли А. Соната ми минор.
4-я степень сложности
Акколаи Ж. Концерт ля минор. Ариости А. Соната 6 Ре мажор. Бацевич Г. Концертино .Вивальди А. Концерт ля минор. Концерт Соль мажор. Данкля Ж. Вариации на т. Вейгля .Вариации на т. Беллини.
3 этап обучения:
Пьесы по этапам обучения
Полный перечень пьес есть в программе для ДМШ (Москва-1976 г.)
Данный список дополняет этот перечень за счет пьес повышенной сложности.
Барток Б. Шесть румынских народных танцев. Венявский Г. Легенда. Мазурки. Скерцо-тарантелла. Полонез Ля мажор.Полонез Ре мажор.Вьетан А. Тарантелла.Крейслер Ф. Прелюдия и Аллегро в стиле Пуньяни. Сицилиана и Ригодон. Менуэт в стиле Порпоры. В темпе менуэта. Граве в стиле Ф. Баха. Зейц Ф.Концерт 3, соль минор. Корелли А. Соната ми минор. Соната ре минор.
Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течении учебного года на академических концертах
1й класс
Родионов к. Этюд №27.Две народные песни "сидит ворон на дубу" ( обр. Комаровского), «Не летай, соловей" ( обр. Киркова).2. Бакланова Н. Этюд №6 .Лысенко Колыбельная. Филиппенко "По малину в сад пойдём.3.Гнесина - Витачек Е. Этюд №6.Моцарт Майская песня. Бакланова Н.» Марш октябрят".
2 класс
1. Бакланова Н. Этюд № 14.Украинская народная песня " Прилетай, прилетай" обр. С. Людкевича. Чешская народная песня "Пастушок", обр. С. Стемпневского.2.Вольфарт этюд№25. Багиров "Романс". Вебер "Хор охотников" из оп. "Волшебный стрелок». Гарлицкий Этюд №5 (из раздела позиции и их смена). Ридинг Концерт си минор 1 ч.
3 класс
Этюд№30 Гаммель.1Словацкая народная песня " Спи, моя милая" Комаровский "Весёлая пляска"2.Комаровский этюд 16 .Чайковский П. "Старинная французская песенка". Глюк "Бурре».3.Берио Ш. этюд № 34.Зейтц Ф. Концерт №1,1 ч.
4 класс
1.Мострас К. Этюд № 64.Стоянов В. Колыбельная. Бах И.С. Марш.2. Мазас Ж. Этюд №6. Перголези Дж. Сицилиана. Монюшко С. Багатель" .3.Мазас Ж. Этюд № 8 .Данкля Ш. Вариации №6 (на тему Мерканданте).
5 класс
Мазас Ж. Этюд № 8 .Брамс И. Колыбельная .Яншинов "Прялка" .2. Мазас Ж. Этюд 17 .Вивальди концерт Ля минор1ч.3.Донт Я. Этюд №5 .Акколаи Ж. Концерт ля минор 1ч. Мазас Этюд № 30.Бах И.С. Концерт Ля минор 1ч.
6 класс
Крейцер Р. Этюд № 3 .Глиэр Р. Вальс.
7 класс
Примерные экзаменнационные программы
1. Крейцер Р. Этюд № 12 ( ред. Ямпольского). Раухвергер М. Вариация из балета "Чолпон".
Гендель Соната (2 части). Бом К. Непрерывное движение" .2. Крейцер Этюд № 5 .Вивальди А. Концерт Ля минор 2,3 ч.ч. 3. Мазас Ж. Этюд 47 (или Крейцер, Этюд №8). Родэ П., Концерт 7,1ч.
Использованная литература и нормативные документы для составления программы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, в соответствии с приложением к приказу Минобразования России от 03.05.2000г. №1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей». г. Москва 2006 год
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»
( утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г.№14,пункты 9.3.1- 9.4.20 )
Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении Санитарно -эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010г.№ 189,зарегистрированного в минюсте РФ 3 марта 2011, регистрационный № 19993 пункты 4.11,4.12,4.19,10.9,10.14,Приложениям к названным СанПин №4 и №5;
Постановлением Главного государственного врача РФ от 3 апреля 2003 г.№ 27 " О введении в действие санитарно-эпидемиологическом норматировании", утверждённом постановлением правительства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295 о введении в действие санитарно-эпидеомилогические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03", утверждённым Главным государственным врачом РФ 1 апреля 2003 г., с 20 июня 2003 г. - п.5.4,8.2.6, Приложению № к СанПин 2.4.4.1251-03 -" Режим занятий детей в объединениях различного профиля"
Раздел "художественные объединения детей" пункт "музыкальные кружки"
-наполняемость групп оптимальная - 1 для индивидуальных занятий,8человек для групповых занятий, число занятий от 2 до 3 в неделю продолжительность занятий от 30 до 45 минут.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 341. Зарегистрирован в Минюст России от 26 октября 2009 г. N 15096, 21 сентября 2009 г. N 341 О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525 .
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2002-2005 годы)».
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
собственной программы «Ансамбль скрипачей» предыдущей редакции
авторской методической разработки «Еще один метод обучения ориентированию на грифе - начинающим скрипачам» педагога дополнительного образования Телецкой Нины Ивановны,
кружки «Скрипка и музлитература», «Ансамбль скрипачей»,
свидетельство регистрации № 07N-4O-7R
вернуться на главную обратная связь
обо мне карта сайта новости сайта
Вверх